Звоните круглосуточно

Новости партнеров

Выпуск от 03.04.2011

(Все выпуски)

Любые упомянутые в статьях документы Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

Мнение авторов статей может не совпадать с мнением администрации сайта.


Содержание обзора

- Сумма пени за нарушение условий договора облагается НДС
- Налоговые органы должны узнать о закрытии счета, даже если операции по нему не проводились
- НДС следует начислять в момент отгрузки
- Организация на УСН может быть признана налоговым агентом
- Аттестация рабочих мест по условиям труда: что должен знать работодатель



Сумма пени за нарушение условий договора облагается НДС



Письмо Минфина РФ от 11 января 2011 г. N 03-07-11/01

Сумма пени за нарушение договорных обязательств, включается в налоговую базу по НДС. Как указал Минфин, суммы денежных средств, полученных от покупателя за нарушение договора, следует относить к суммам, связанным с оплатой товаров. А денежные средства, связанные с оплатой реализованных товаров, подлежат налогообложению НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
Полученную сумму пени продавец должен отразить в книге продаж. Однако, как отметил Минфин, процедура начисления НДС на сумму пени не распространяется на операции, освобожденные от уплаты налога на добавленную стоимость

содержание


Налоговые органы должны узнать о закрытии счета, даже если операции по нему не проводились



Письмо Минфина России от 7 февраля 2011 года N 03-02-08/12

Вне зависимости от наличия или от отсутствия операций по банковским счетам, открытым индивидуальному предпринимателю, последний обязан сообщить о закрытии таких счетов в налоговый орган по месту жительства.
Минфин России рассмотрел ситуацию, когда открытый ИП для получения ссуды банковский счет был закрыт банком в одностороннем порядке из-за отсутствия операций по нему.
За нарушение налогоплательщиком срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счетов статьей 118 НК РФ установлена ответственность.

содержание


НДС следует начислять в момент отгрузки



Письмо Минфина РФ от 09.02.2011 г. N 07-02-06/14

Моментом определения налоговой базы по НДС будет являться наиболее ранняя из дат: дата отгрузки товара или дата оплаты (п.1 ст.167 НК РФ).
Налоговое ведомство указало, если отгрузка была произведена в одном налоговом периоде, а право собственности на товар переходит к покупателю в другом, то начисление НДС следует произвести в том периоде, в котором осуществлена фактическая отгрузка товара, т.е. независимо от момента перехода права собственности.

содержание


Организация на УСН может быть признана налоговым агентом



Письмо Минфина России от 22.02.2011 г. N 03-11-11/41

Организация или индивидуальный предприниматель, которые применяют "упрощенку", не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).
Предприниматель заключил договор уступки права аренды земельного участка. Сумма дохода, поступившая предпринимателю, по данному договору будет облагаться единым налогом по УСН.
По вопросу применения НДС, Минфин напомнил, что при выставлении покупателю счета-фактуры вся сумма налога подлежит уплате в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ).

содержание


Аттестация рабочих мест по условиям труда: что должен знать работодатель



Яковлева Е.А. - директор Департамента кадрового консалтинга

Все организации независимо от организационно-правовой формы, в том числе индивидуальные предприниматели (кроме работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), должны в обязательном порядке проводить аттестацию рабочих мест. Данный процесс достаточно длителен и сложен, но иногда именно от него зависит предоставление определенных гарантий или льгот отдельным категориям персонала.
Все организации независимо от организационно-правовой формы, в том числе индивидуальные предприниматели (кроме работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), должны в обязательном порядке проводить аттестацию рабочих мест. Данный процесс достаточно длителен и сложен, но иногда именно от него зависит предоставление определенных гарантий или льгот отдельным категориям персонала.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных или опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Нормативные акты:
- Трудовой кодекс (гл. 34);
- санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, СНиПы (например, СанПиН 2.4.6.2553-09 "Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста", СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ" и пр.);
- типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты;
- межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
- "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05", утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Порядок);
- иные нормативно-правовые акты в области охраны труда.

В силу п. 1 Порядка все рабочие места, имеющиеся у работодателя, подлежат аттестации. Периодичность ее проведения устанавливается организацией самостоятельно, с учетом условий и характера труда, но не реже 1раза в пять лет.
Может возникнуть первый вопрос: нужно аттестовывать вновь созданные рабочие места сразу или можно дождаться очередного проведения аттестации? Пунктом 7 Порядка установлено, что вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию, а ожидание очередного срока проведения аттестации считается нарушением. Также "вне очереди" аттестуются рабочие места, на которых установлено новое оборудование и изменен технологический процесс.

Способы проведения аттестации рабочих мест.

Собственными силами организации:
Данный способ предполагает наличие в организации лаборатории, аккредитованной на право проведения инструментальных измерений и оценки опасных и вредных факторов производственного процесса. К его плюсам можно отнести небольшие финансовые затраты. К минусам относится то, что процедура аттестации будет формальна, так как работники, проводящие аттестацию, выполняют ее наряду со своими должностными обязанностями и у них наверняка недостаточно знаний для оценки условий труда

С привлечением аттестующей организации:
Необходимо заключить договор с аттестующей организацией (центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда РФ и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения необходимых измерений). Все работы по замеру производственных факторов, оценке условий труда и оформлению комплекта документов будут выполняться ее силами. Стоимость аттестации одного рабочего места зависит от набора вредных и опасных производственных факторов, количества аналогичных мест и может варьироваться от 1200 до 7000 руб.

Условия труда

Понятие условий труда раскрыто в ст. 209 ТК РФ, в соответствии с которой под ними понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Аттестация включает в себя гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Для выявления опасных или вредных производственных факторов при проведении аттестации рабочих мест оценивается несколько факторов, причем у каждой профессии они могут быть разные. Например, на оператора ПК в процессе труда действуют следующие вредные и опасные производственные факторы:
- повышенный уровень электромагнитного излучения;
- повышенная яркость светового изображения;
- пониженные или повышенные показатели микроклимата рабочей зоны;
- повышенный уровень статического электричества;
- монотонность труда;
- напряжение зрения и внимания;
- интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
- ряд других факторов.

Для маникюрши опасными и вредными будут:
- повышенная подвижность воздуха;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи;
- недостаточная освещенность рабочего места;
- перенапряжение зрительного анализатора;
- острые кромки режущего инструмента;
- напряжение кистей и пальцев рук;
- летучие вредные вещества в воздухе рабочей зоны (ацетон, лак);
- химические факторы (хлор, озон, синтетические моющие средства);
- опасность заражения парентеральными гепатитами и ВИЧ-инфекцией при работе с больными клиентами.

Для чего нужна аттестация?

Результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях:
- контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору, контроля и управления профессиональным риском, информирования о риске субъектов трудового права, контроля динамики показателей риска, а также проведения мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
- предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах защиты от воздействия вредных или опасных производственных факторов и полагающихся в связи с этим гарантиях и компенсациях;
- предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда;
- последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- подготовки списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам, а также внеочередным медицинским осмотрам;
- расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
- обоснования принимаемых решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
- рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
- рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
- включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

Кроме этого, по итогам аттестации работникам могут быть предоставлены дополнительные льготы и компенсации, если окажется, что условия труда на рабочем месте не соответствуют существующим нормативам и являются вредными или опасными. К таким гарантиям и льготам можно отнести:
- установление сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. ст. 92, 94 ТК РФ);
- предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (ст. 116 ТК РФ);
- установление повышенного размера оплаты труда (ст. 146 ТК РФ);
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ);
- выдача молока и другого лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда

Подготовка и организация работ по аттестации рабочих мест по условиям труда возложены на аттестационную комиссию, которая формируется из представителей работодателя и аттестующей организации на паритетной основе. Для этого нужно издать приказ по основной деятельности, в котором следует утвердить председателя, определить состав комиссии, а также сроки и графики проведения работ по аттестации (п. 9 Порядка).
Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в специализированных организациях. В ее состав рекомендуется включать руководителей структурных подразделений, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзов и аттестующей организации. Такая комиссия:
- осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работ по аттестации рабочих мест;
- формирует необходимые нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;
- составляет перечень рабочих мест организации согласно Приложению 1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных или опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда;
- готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;
- составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест;
- организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;
- при наличии на рабочих местах вредных или опасных факторов готовит предложения о внесении изменений или дополнений в трудовой договор об обеспечении работников необходимыми СИЗ, установлении соответствующего режима труда и отдыха, а также других гарантий и компенсаций;
- по результатам аттестации рабочих мест разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации. В таком плане указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые на конкретных рабочих местах вредные или опасные производственные факторы. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комиссией по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работником представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор.

Достаточно сложным вопросом при подготовке к аттестации по сей день является составление перечня рабочих мест с указанием факторов, подлежащих проверке, ввиду отсутствия единого перечня вредных или опасных факторов производственного процесса. В помощь работодателям в Приложении 1 к Порядку приведена форма такого перечня, в которой указаны основные вредные факторы.

Какие особенности рабочих мест нужно учитывать?

Если в организации есть рабочие места с предполагаемыми одинаковыми условиями труда, их можно отнести к аналогичным рабочим местам при наличии следующих признаков:
- профессии или должности одного наименования;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- одинаковое расположение производственного оборудования на рабочем месте;
- одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.

Для аналогичных рабочих мест заполняется одна карта аттестации (п. 12 Порядка).
Оценка вредных или опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от их общего числа (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После такой оценки определяется новый перечень рабочих мест, основанный на результатах инструментальных измерений и оценок.
Обратите внимание! Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных, должны быть одинаковыми для 100% аналогичных рабочих мест.
Кроме аналогичных рабочих мест Порядком предусмотрена аттестация нестандартных рабочих мест. Если работник выполняет работы, не входящие в квалификационную характеристику конкретной профессии или должности, но вмененные ему трудовым договором (должностной инструкцией или приказом), оценке подвергаются все виды работ (п. 13 Порядка).
Обязательно аттестуются нестационарные рабочие места, то есть места с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (слесари-сантехники, слесари-электрики, строительные рабочие и др.). На основании п. 14 Порядка аттестация в этом случае проводится путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций.

Какие факторы трудового процесса оцениваются и как?

Гигиенические факторы условий труда. При проведении аттестации рабочих мест оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные или опасные производственные факторы:
- физические (шум, вибрация и пр.), химические (вредные вещества и газы) и биологические факторы (микроорганизмы и пр.);
- тяжесть и напряженность трудового процесса (физическая, интеллектуальная нагрузка, наклоны корпуса и пр.).

Также указываются уровни вредных и опасных производственных факторов.
Данные факторы определяются путем инструментальных измерений в условиях ведения производственных процессов при исправных средствах коллективной защиты с использованием средств измерений, прошедших проверку в установленные сроки.
Измерения и оценка производственной среды и трудового процесса оформляются протоколами. По каждому фактору на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью карты аттестации рабочего места (Приложение 2 к Порядку).
Оценка травмобезопасности рабочих мест. При оценке рабочих мест на травмобезопасность проверяется их соответствие требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников (механическое воздействие, воздействие электричества и пр.). Объектами такой оценки являются производственное оборудование, приспособления и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа. Причем обязательно проверяется наличие документов (удостоверений, свидетельств), подтверждающих прохождение необходимого обучения, и инструкций по безопасности и по охране труда, составленных с учетом нормативных требований (п. 27 Порядка).
Оценка травмобезопасности проводится путем сопоставления фактического состояния объектов оценки с требованиями нормативных актов, эксплуатационных и технологических документов, предусматривающих обеспечение на рабочих местах безопасных условий труда.

Оценка условий труда по фактору травмобезопасности проводится по трем уровням (классам):
1) оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда; не производятся работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда);
2) допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда, но производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитные функции);
3) опасный (на рабочем месте выявлено одно и более нарушение требований охраны труда).

Оценка травмобезопасности рабочего места также оформляется протоколом, форма которого предусмотрена Приложением 4 к Порядку.
Оценка обеспеченности работников СИЗ. В силу п. 35 Порядка оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим сертифицированной специальной одежды, специальной обуви, а также смывающих и обезвреживающих средств и правилами, утвержденными в установленном порядке, а также путем проверки соблюдения правил обеспечения СИЗ (наличие заполненной личной карточки).
При оценке обеспеченности СИЗ одновременно оценивается соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте и проверяется наличие сертификата соответствия.
Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом по форме Приложения к Порядку, за исключением случаев, когда выдача СИЗ не предусмотрена нормами и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

Классы рабочих мест по результатам аттестации

По результатам проведенных замеров и сопоставления фактических данных на соответствие нормативам рабочим местам присваивается конкретный класс.
Так, рабочее место признается аттестованным с классом 1 или 2 с оценкой "соответствует требованиям обеспеченности СИЗ" при соответствии фактических значений факторов трудового процесса гигиеническим нормативам, а также при выполнении требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ.
Если на рабочем месте фактические значения вредных или опасных производственных факторов не соответствуют нормам и требованиям по травмобезопасности или обеспеченности работников СИЗ, оно признается аттестованным:
- по вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса с классами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4;
- по травмобезопасности с классом 3;
- по обеспеченности СИЗ с оценкой "не соответствует требованиям обеспеченности СИЗ".
Проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.) классифицируется по вредности и опасности производственных факторов по классу 4, по травмобезопасности - по классу 3.
Когда условия труда на рабочем месте отнесены к опасному классу 4, необходимо незамедлительно разработать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов либо на уменьшение времени их воздействия.


Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:
1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);
2) перечень подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно Приложению 1 к Порядку;
3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно Приложению 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда;
5) ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации согласно Приложениям 6 и 7 к Порядку;
6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно Приложению 8 к Порядку;
7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно Приложению 9 к Порядку;
8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте определяется на основании оценок:
- по классу и степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса;
- по классу условий труда по травмобезопасности;
- по обеспеченности работников СИЗ.

После проведения аттестации работодатель должен направить в региональное отделение государственной инспекции труда в субъекте РФ следующие документы:
- перечень рабочих мест (Приложение 1);
- ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (Приложение 6);
- сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (Приложение 7);
- информацию согласно Приложению 10.

ФСС в финансировании аттестации

Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрена возможность возмещения расходов работодателя на проведение аттестации рабочих мест. В частности, проведение аттестации может финансироваться за счет части страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных организацией в ФСС. Размер средств, направляемых работодателем на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год.
ФСС выделит средства только в том случае, если организация:
- обратится за соответствующим финансированием в установленном порядке;
- представит необходимые документы в отделение Фонда по месту регистрации в качестве страхователя;
- не имеет задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ответственность работодателя

При проведении контрольно-надзорных мероприятий могут быть выявлены нарушения порядка проведения аттестации рабочих мест или оформления документов по ней.
При выявлении нарушений порядка проведения аттестации по требованию должностных лиц органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, рабочие места аттестуются повторно.
За организацию и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда отвечает руководитель организации. Уклонение от исполнения трудового законодательства согласно ст. 5.27 КоАП РФ может повлечь за собой наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 1000 до 5000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей - от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Охрана труда согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
За нарушение правил охраны труда предусмотрена, не только административная ответственность, но уголовная. Перед Вами статья 143 Уголовного Кодекса

Статья 143. Нарушение правил охраны труда
1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Специалисты Минздравсоцразвития подготовили поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно проекту закона, в Кодексе должны появиться новые статьи (5.27.1 - 5.27.6), которые введут административную ответственность за привлечение к сверхурочной работе, нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, нарушения при оформлении трудового договора, незаконное увольнение беременной женщины и др. При этом размер новых "трудовых" штрафов значительно увеличится и составит от 10 000 до 800 000 руб. Так, штраф за несвоевременную выплату заработной платы составит для фирмы 100 000 руб., а для руководителя организации - 25 000 руб. За неправильное оформление трудовых отношений фирме грозит штраф в 800 000 руб., а ее руководителю - 50 000 руб.

Проверки

Должностные лица Госсанэпиднадзора могут планово проверять каждого предпринимателя не чаще одного раза в два года и не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации.
Плановые проверки проводятся на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Госсанэпиднадзора, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Госсанэпиднадзора. А для внеплановых проверок достаточно подписать распоряжение у начальника (заместителя начальника) территориального отдела территориального органа Госсанэпиднадзора.
Проверка считается начатой с момента предъявления должностным лицом Госсанэпиднадзора предпринимателю указанного выше распоряжения или его копии, заверенной печатью, одновременно со своим служебным удостоверением.
Если, несмотря на предъявленное распоряжение, предприниматель или его представители не позволят инспектору провести проверку или будут всячески ему мешать, за это они будут привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере до 2 000 рублей (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

При проведении проверки контролер не вправе:
- проверять выполнение предпринимателем обязательных требований, не относящихся к санитарно-эпидемиологическому законодательству;
- проводить плановые проверки в отсутствие предпринимателя либо его представителя;
- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к проверяемым объектам, а также изымать оригиналы документов, необходимых для проверки;
- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем установленные нормы;
- распространять секретную информацию, полученную в результате проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
- превышать сроки проведения проверки.

Во время проверки должностное лицо Госсанэпиднадзора проводит:

1. Визуальный осмотр проверяемых объектов.
Такой осмотр проводится в присутствии предпринимателя. Если проверка является внеплановой и связана с возникновением и распространением инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, то контролер может проводить ее без присутствия руководителя или под наблюдением работника предпринимателя. При этом контролер должен проинформировать предпринимателя о результатах в течение трех дней после окончания мероприятия.
В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, о чем контролер устно сообщает предпринимателю либо его сотруднику, работающему на проверяемом объекте. А затем контролер заносит сведения о нарушениях в акт по результатам надзорного мероприятия (т.е. проверки).

2. Анализ документов и представленной информации.
Должностное лицо Госсанэпиднадзора вправе потребовать от предпринимателя для ознакомления документацию (сертификаты, акты допуска оборудования в эксплуатацию, документы об аттестации рабочих мест и т.д.), необходимую для оценки санитарно-технического, санитарно-эпидемиологического состояния объекта и продукции, состояния здоровья лиц, находящихся и работающих на объекте, а также для оценки соблюдения законодательства. Если предприниматель отказывается предоставить бумаги, то контролер делает отметку об этом в акте по результатам надзорных мероприятий.

3. Анализ данных лабораторных, инструментальных исследований.
Данный анализ осуществляется, если проверка сопровождается проведением исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок. А они, в свою очередь, проводятся, когда объект надзора нельзя оценить без них.
По результатам проверки контролер составляет акт.
К указанному документу прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, взятых должностными лицами Госсанэпиднадзора, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), экспертиз, объяснения ответственных работников предпринимателя и другие документы (их копии), связанные с результатами проверки.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается предпринимателю или его представителю под подпись либо направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение суток.
Если проверяющие выяснят, что предприниматель создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), то руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Госсанэпиднадзора выдаст предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений в течение 3 рабочих дней с момента обнаружения непорядка. Предписание направляется предпринимателю заказным письмом с уведомлением либо вручается ему под подпись не позднее трех рабочих дней с момента подписания. Предприниматель обязан выполнить предписание в указанный срок.
Предприниматель вправе обжаловать действия (бездействие) должностного лица Госсанэпиднадзора либо путем подачи жалобы в вышестоящий орган Госсанэпиднадзора (т.е. в административном порядке), либо через суд.
Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения призвано защищать жизнь и здоровье людей, а также охранять благоприятную окружающую среду, поэтому уполномоченные органы всегда ответственно подходят к контролю за его соблюдением. Так что помимо обязательного общего знания этого законодательства каждый предприниматель должен усвоить и правила собственного поведения, а также права и обязанности во время проведения проверок, в том числе для того, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны должностных лиц.
Давность привлечения к ответственности установлена ст. 4.5 КоАП РФ. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения этого правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Таким образом, если прошло более двух месяцев после нарушения работодателем нормы трудового законодательства, например о предоставлении отпуска, то его нельзя будет привлечь к ответственности. При длящемся административном правонарушении этот срок исчисляется со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).


содержание


(Любой упомянутый в выпуске документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта