Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 01.07.2009

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- ФНС России считает возможным при заполнении строки 2 счета-фактуры указывать только одно наименование продавца - или полное, или сокращенное
- Президиум ВАС России подтвердил, что при применении УСН коэффициенты-дефляторы должны перемножаться


ФНС России считает возможным при заполнении строки 2 счета-фактуры указывать только одно наименование продавца - или полное, или сокращенное



Информационное сообщение ФНС России от 23.06.2009 "О Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.05.2009 N 451"

Не так давно Правительство РФ Постановлением от 26.05.2009 N 451 внесло ряд поправок в порядок оформления счетов-фактур, ведения книг покупок и книг продаж. Эти изменения были связаны с новыми правилами принятия к вычету НДС с предоплаты, действующими с 1 января 2009 г. Однако одно внесенное новшество, внешне совсем незаметное, вызвало наибольший резонанс. Речь идет о заполнении строки 2 счета-фактуры, где должно указываться наименование продавца.
Если ранее в этой строке следовало отражать либо полное, либо сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами, то в новой редакции состава показателей счета-фактуры (Приложение N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914) говорится, что в строке 2 требуется указывать "полное и сокращенное" наименования продавца, то есть одновременно два наименования. При этом налоговые агенты при составлении счета-фактуры должны отражать только одно наименование продавца - полное или сокращенное (что следует из абз. 3 состава показателей счета-фактуры). Также только одно наименование следует указывать в строке 6 счета-фактуры "Покупатель".
После опубликования Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 451 никаких официальных разъяснений со стороны Минфина не последовало, однако сразу же зашла речь о том, что по счетам-фактурам, выставленным после 09.06.2009 (когда изменения вступили в силу), налоговые органы откажут в вычете, если в строке 2 не будут указаны одновременно оба наименования продавца.
Здесь необходимо отметить следующее. Состав показателей, которые должны быть отражены в счете-фактуре, указан в п. 5 ст. 169 НК РФ. В пп. 2 п. 5 данной статьи говорится о необходимости отражать в счете-фактуре наименование продавца, но при этом не конкретизируется, полное или сокращенное наименование нужно приводить, и уж тем более не требуется указывать одновременно оба наименования. Согласно п. 8 ст. 169 НК РФ Правительство РФ вправе регулировать порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. Но в Кодексе не предусмотрено право Правительства РФ устанавливать обязательную форму счета-фактуры, какие-либо дополнительные показатели счета-фактуры либо вводить дополнительные требования к отражению тех показателей, которые перечислены в НК РФ. Согласно п. 1 ст. 4 Кодекса Правительство РФ вправе издавать нормативно-правовые акты о налогах и сборах только в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, причем данные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Следовательно, требование указывать в счете-фактуре одновременно и полное, и сокращенное наименования продавца не соответствует Налоговому кодексу РФ.
23 июня 2009 г. Федеральная налоговая служба выпустила Информационное сообщение по данной проблеме. В нем отмечается следующее: независимо от того, что Правительство РФ своим Постановлением от 26.05.2009 N 451 заменило союз "или" на союз "и", налоговые органы не будут рассматривать указание в строке 2 только полного или только сокращенного наименования продавца как ошибку, влекущую отказ в вычете НДС.
Поэтому налогоплательщики вправе принимать НДС к вычету даже по счетам-фактурам, выставленным после 09.06.2009, в которых указано только одно наименование продавца. Если же налоговые органы все-таки будут отказывать в вычете, в защиту своей позиции можно привести аргументы, перечисленные выше, а также сослаться на рассматриваемое Информационное сообщение ФНС России.

содержание


Президиум ВАС России подтвердил, что при применении УСН коэффициенты-дефляторы должны перемножаться



Постановление Президиума ВАС России от 12.05.2009 N 12010/08

Один из вопросов, связанных с упрощенной системой налогообложения, который повлек за собой наибольшее количество споров, - это вопрос о порядке применения для целей УСН коэффициентов-дефляторов, а именно: должен ли для определения максимальной величины дохода использоваться только один коэффициент, утвержденный на текущий год, или же эти коэффициенты необходимо последовательно перемножать? В появившемся Постановлении Президиум ВАС России пришел к следующим выводам, которые должны предопределить развитие судебной практики по этому вопросу.
Напомним, что при применении упрощенной системы налогообложения на коэффициент-дефлятор корректируются 15-миллионная величина доходов за 9 месяцев предшествующего года, ограничивающая право организаций перейти на УСН (п. 2 ст. 346.12 НК РФ), а также 20-миллионный размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН (п. 4 ст. 346.13 Кодекса). Согласно абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ указанные величины должны умножаться на коэффициент-дефлятор, который устанавливается ежегодно на следующий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, применявшиеся ранее.
Проблема возникла в связи с тем, что Минэкономразвития России, уполномоченное утверждать данный коэффициент, на каждый последующий год устанавливало все большие и большие его значения. В 2006 г. коэффициент был равен 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284), в 2007 г. он составлял 1,241 (Приказ от 03.11.2006 N 360), в 2008 г. - 1,34 (Приказ от 22.10.2007 N 357), а на 2009 г. его размер составляет 1,538 (Приказ от 12.11.2008 N 395). Минфин России в своих разъяснениях из года в год указывал, что использоваться должен только один коэффициент - установленный на текущий год, значение которого уже определено с учетом тех коэффициентов, которые применялись ранее. Однако НК РФ не предусматривает возможности устанавливать коэффициент-дефлятор с учетом ранее применявшихся коэффициентов, напротив, в Кодексе прямо говорится о необходимости перемножать коэффициенты при определении максимальных уровней доходов. Данный вопрос не раз освещался в выпусках нашего обзора (см. выпуски от 22.12.2006, от 28.11.2007, от 26.11.2008).
Судебной практики по данной проблеме практически не было. В двух Постановлениях (ФАС Уральского округа от 20.10.2008 N Ф09-6791/08-С3 и ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2008 N А44-42/2008) была поддержана точка зрения налоговых органов. Однако то судебное дело, которое рассматривал ФАС Северо-Западного округа, попало в Президиум ВАС России для пересмотра.
Суд поддержал налогоплательщиков. В рассматриваемом Постановлении говорится следующее: из текста Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 (которым установлено значение коэффициента-дефлятора для целей УСН на 2007 г.) не следует, что этот коэффициент рассчитан с учетом размера предыдущего коэффициента. Требования же ст. 346.12 Кодекса, предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор текущего года, но и на коэффициенты-дефляторы, применявшиеся ранее, являются императивными. Поэтому Президиум ВАС России указал, что предельный размер доходов по итогам 9 месяцев 2008 г., ограничивающий право перехода организации на УСН, должен быть не выше 21 072 180 руб. (15 млн руб. x 1,241 x 1,132).

Данное Постановление принято Президиумом ВАС России по конкретному делу, и в нем говорится только о переходе организаций на УСН с 1 января 2008 г. Оно не станет безусловным аргументом для налоговых органов, но очевидно, что это дело создаст ориентир для развития судебной практики по данной проблеме. Напомним, каковы предельные величины доходов, которые получаются при использовании только одного коэффициента, что признает верным Минфин, и при их перемножении, что теперь поддержано Президиумом ВАС России:

- предельный размер доходов за 9 месяцев 2007 г., ограничивающий право организаций перейти на УСН с 1 января 2008 г., равен 18 615 000 руб. (по мнению Минфина) или же 21 072 180 руб. (если последовательно перемножить 15 млн. руб. на коэффициенты 1,132 и 1,241);
- предельный размер доходов в 2007 г., с превышением которого налогоплательщики теряли право применять УСН, равен 24 820 000 руб. (при использовании в расчетах одного коэффициента на 2007 г., равного 1,241) или 28 096 240 руб. (при последовательном перемножении коэффициентов);
- максимальный размер доходов за 9 месяцев 2008 г., при котором организации вправе были перейти на УСН с 1 января 2009 г., соответственно равен 20 100 000 руб. или 28 236 721 руб.;
- предельный размер доходов в 2008 г., при превышении которого организации и предприниматели теряли право применять УСН, равен 26 800 000 руб. или 37 648 962 руб.;
- предельный размер доходов за 9 месяцев 2009 г., при котором организации могут перейти на УСН с 1 января 2010 г., равен 23 070 000 руб. или 43 428 077 руб.;
- предельный размер доходов в 2009 г., с превышением которого налогоплательщики теряют право применять УСН, равен 30 760 000 руб. или 57 904 103 руб.

В первую очередь появившееся Постановление Президиума ВАС России будет полезно тем организациям, которые подавали заявление о переходе на УСН, но налоговый орган отказал им в применении упрощенной системы налогообложения, а также тем налогоплательщикам, которые вынуждены были вернуться на общий режим налогообложения в связи с превышением того уровня доходов, о котором говорил Минфин в своих письмах. Они вправе будут подать уточненные декларации по УСН и потребовать зачета либо возврата налогов, излишне уплаченных по общему режиму налогообложения, а при отказе со стороны инспекции - обратиться в арбитражный суд. Выводы Президиума ВАС России будут применимы и при возникновении разногласий с налоговыми органами относительно предельного размера доходов при применении УСН в 2009 г., а также переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2010 г.

содержание

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта