Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 01.10.2009

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Минфин считает, что полученные от покупателей суммы штрафных санкций облагаются НДС
- Вправе ли организация списать расходы на ГСМ для служебного транспорта по самостоятельно разработанным путевым листам ?


Минфин считает, что полученные от покупателей суммы штрафных санкций облагаются НДС



Письмо Минфина России от 11.09.2009 N 03-07-11/222

В качестве одной из мер ответственности для сторон договора Гражданский кодекс РФ предусматривает уплату процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), должны увеличивать налоговую базу по НДС. Минфин считает, что это требование относится и к штрафным санкциям по договорам. Полученные от покупателей по решению арбитражного суда суммы в виде процентов за пользование чужими денежными средствами связаны с оплатой товаров (работ, услуг). Поэтому они должны облагаться НДС, как указывается в рассматриваемом Письме.
Такая позиция контролирующих органов сформировалась уже давно и не меняется. Ранее Минфин России уже выпустил целый ряд Писем, в которых говорится, что суммы штрафных санкций облагаются налогом на добавленную стоимость (в частности, Письма от 16.04.2009 N 03-07-11/107, от 11.03.2009 N 03-07-11/56, от 24.10.2008 N 03-07-11/344, от 05.06.2008 N 03-07-11/218, от 29.06.2007 N 03-07-11/214, от 13.03.2007 N 03-07-05/11, от 24.10.2004 N 03-04-11/177).
Однако точку зрения финансового ведомства можно оспорить. Напомним, что в пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ речь идет о суммах, связанных с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг). В п. 1 ст. 395 ГК РФ указано, что проценты за пользование чужими денежными средствами должны уплачиваться вследствие неправомерного удержания этих средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица. Начисление и взыскание данных процентов является способом защиты нарушенного права, мерой гражданско-правовой ответственности, применяемой за нарушение договорных обязательств, и не связано с реализацией товаров (работ, услуг) и с расчетами по ним. Следовательно, включаться в налоговую базу по НДС данные суммы не должны.
К таким выводам пришел ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 10.05.2007 N А29-7483/2006а, впоследствии Определением ВАС РФ от 10.09.2007 N 10714/07 было отказано в передаче данного дела в Президиум. Сам Президиум ВАС РФ также выносил решения по схожим вопросам: в Постановлении от 05.02.2008 N 11144/07 указано, что неустойка, полученная продавцом от контрагента за просрочку исполнения обязательств, не связана с оплатой товара и облагаться НДС не должна. Всего же федеральными арбитражными судами округов было вынесено порядка 30 решений, в которых сделан вывод, что полученные от покупателя суммы штрафных санкций НДС не облагаются. Подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.
Поэтому, если налогоплательщик вопреки разъяснениям Минфина не уплатит с полученных штрафных санкций НДС, шансы отстоять свою точку зрения в суде у него достаточно велики.


содержание


Вправе ли организация списать расходы на ГСМ для служебного транспорта по самостоятельно разработанным путевым листам ?



Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161

Для целей налога на прибыль расходы организации должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Финансовое ведомство указало, что одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, является путевой лист, который должен содержать обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее - Приказ N 152).
Здесь следует обратить внимание на некоторые моменты.
Дело в том, что 21 октября 2008 г. вступил в силу Приказ N 152, которым утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. При этом продолжают действовать унифицированные формы путевых листов, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78. Однако Минфин России неоднократно разъяснял, что унифицированные формы путевых листов обязательны только для автотранспортных организаций, а остальные компании могут самостоятельно разработать форму путевого листа, который должен содержать все реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Письма от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). Такую позицию разделяли и арбитражные суды (подробнее по этому вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль).
В Приказе N 152 форма путевого листа не утверждена, а лишь перечислены его обязательные реквизиты. Согласно п. 2 данного Приказа его применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. При этом обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Как указано в ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, он регулирует отношения по оказанию услуг автотранспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ, и определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется по договору перевозки, согласно которому перевозчик обязуется доставить груз (пассажиров и багаж) в пункт назначения, а отправитель груза (пассажир) должен внести установленную провозную плату (п. 1 ст. 784, п. 1 ст. 785, п. 1 ст. 786, п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ распространяется на автотранспортные предприятия, а также на индивидуальных предпринимателей, которые занимаются перевозкой пассажиров и грузов. Поэтому Приказом N 152, который разработан согласно указанному Закону, также должны руководствоваться перевозчики.
Вместе с тем путевой лист является первичным документом, который предназначен для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Однако, как отмечено в комментируемом Письме, путевой лист - всего лишь один из документов, который может подтверждать затраты на ГСМ. Значит, данные расходы могут быть подтверждены и при отсутствии путевых листов, если у организации есть иные документы, которые свидетельствуют о произведенных затратах. Такой вывод содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 19.12.2008 N КА-А40/11889-08. ФАС Уральского округа, несмотря на то что путевые листы не содержали необходимых реквизитов, счел расходы на ГСМ обоснованными при наличии иных доказательств (Постановление от 29.07.2009 N Ф09-5245/09-С2). Но все-таки следует отметить, что подтвердить указанные затраты при отсутствии путевых листов будет очень проблематично.
Таким образом, организация, не являющаяся автотранспортной, для подтверждения расходов на ГСМ может использовать самостоятельно разработанный путевой лист. Но лучше, если он будет содержать все обязательные реквизиты, которые предусмотрены Приказом N 152. Поскольку в данном Приказе не указано, что его применяют только автотранспортные предприятия, инспекции будут требовать соблюдения его положений всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими транспортные средства.


содержание

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта