Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 02.05.2012

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль.
- Установлены ли критерии суммы доходов в отношении сделок, совершенных через посредников, в целях признания их контролируемыми ?


Утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль



Приказ ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения"

ФНС России выпустила Приказ от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ (далее - Приказ), которым утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль, а также порядок ее заполнения и формат электронной декларации. Внесение изменений в бланк документа было обусловлено многочисленными поправками к гл. 25 НК РФ, часть из которых нашла свое отражение в новой форме декларации.
Наиболее заметное изменение в бланке декларации связано с введением в Налоговый кодекс РФ новой главы о создании консолидированных групп налогоплательщиков. Напомним, что консолидированная группа налогоплательщиков (далее - КГН) - это добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора для исчисления и уплаты данного налога с учетом совокупного финансового результата их хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 25.1 НК РФ). Налог, а также авансовые платежи по нему исчисляет и уплачивает ответственный участник КГН. Он же ведет налоговый учет консолидированной налоговой базы на основании информации из налоговых регистров каждого участника этой группы, а также представляет налоговые декларации в инспекцию по месту регистрации договора о создании КГН в общеустановленные сроки (подп. 2, 3 п. 3 ст. 25.5, п. 8 ст. 289 НК РФ). Остальные участники группы ведут налоговый учет в соответствии со ст. 313 НК РФ и предоставляют данные учета ответственному участнику.
В новой форме декларации появилось два новых раздела, целиком предназначенных именно КГН. Это расчет авансовых платежей и налога на прибыль организации в бюджет субъекта РФ по КГН и такой же расчет по ее участнику без входящих в него обособленных подразделений или отдельно по обособленным подразделениям (Приложения N 6 и N 6а к листу 02). Однако отдельные декларации по участникам КГН, по их обособленным подразделениям не составляются, кроме случаев, когда участники КГН получают доходы, не включаемые в консолидируемую налоговую базу этой группы, например, дивиденды, облагаемые налогом у источника выплаты (п. п. 1.6.4, 1.6.5, 1.7 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Порядок), ст. 278.1 НК РФ). Если участники группы имеют такие доходы, то они подают отдельную декларацию по ним, поскольку исполняют обязанности налоговых агентов. При этом на титульном листе декларации в графе "по месту нахождения (учета)" указывается код 213 или 214. При подаче декларации в целом по КГН указывается код 218.
Один из пунктов Порядка подачи декларации противоречит Налоговому кодексу РФ. В соответствии с абз. 5 п. 1.7 Порядка участники, исполняющие обязанности налогового агента и не имеющие доходов, не включаемых в консолидируемую налоговую базу, должны подавать декларацию в составе титульного листа, подраздела 1.3 Раздела 1 и Листа 03. Однако в Налоговом кодексе РФ есть прямое указание на отсутствие такой обязанности у участников группы, которые не получили таких доходов (абз 1 п. 7 ст. 289 НК РФ). Кроме того, согласно абз. 2 п. 1 той же статьи налоговые агенты подают декларации только в случае выплаты доходов налогоплательщику. Следовательно, входящие в КГН налоговые агенты, у которых в налоговом (отчетном) периоде не было доходов, не учитываемых в консолидированной базе, декларацию подавать не обязаны.
Необходимо иметь в виду, что первой налоговой декларацией по консолидированной группе должна быть декларация за I квартал 2012 г. Представить ее нужно не позднее 30 апреля 2012 г. Учитывая, что Приказ ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ на данный момент не был официально опубликован, до указанной даты он не вступил в силу. Минфин России в Письме от 18.04.2012 N 03-03-10/39 разъяснил, что действующая в настоящее время форма декларации не позволяет корректно отразить расчет авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащего уплате в бюджеты субъектов РФ. Поэтому ведомство рекомендовало ответственным участникам КГН представить декларации за I квартал 2012 г. по форме, утвержденной рассматриваемым Приказом, независимо от срока вступления его в силу, а налоговым органам обеспечить прием указанных деклараций.
Еще одно изменение в форме декларации вызвано появлением в Налоговом кодексе РФ новых правил контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. После вступления в силу ст. ст. 105.12 (метод сопоставимой рентабельности) и 105.13 НК РФ (метод сопоставления прибыли) при использовании налоговыми органами названных методов для определения рентабельности сделки сумма полученной налогоплательщиком прибыли может быть скорректирована. В новой декларации организации смогут отразить суммы таких корректировок в строке 107 Приложения N 1 к листу 02 (Доходы от реализации и внереализационные доходы).
Остальные изменения в бланке декларации носят в основном технический характер. Некоторые поправки к налоговому законодательству нашли свое отражение также в Порядке ее заполнения.
С 1 января 2012 г. средства, поступающие ТСЖ, ЖК, ЖСК и иным специализированным потребительским кооперативам и управляющим организациям от собственников помещений на финансирование ремонта (в том числе капитального) общего имущества многоквартирных домов, являются средствами целевого финансирования (Федеральный закон от 16.11.2011 N 320-ФЗ). Соответственно, они не учитываются в доходах по налогу на прибыль. Указанные суммы рассматриваемым Приказом были внесены в Перечень имущества, полученного в рамках целевых поступлений (целевого финансирования), приведенный в Приложении N 3 к Порядку.
Ряд изменений было внесено в порядок учета расходов на проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок. В частности, Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ была введена ст. 267.2 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщики теперь вправе формировать резерв предстоящих расходов на НИОКР. Сами строки декларации, в которых отражаются расходы на данную деятельность (052 - 055), не изменились, однако в п. 7.1 Порядка появилось уточнение, что в состав расходов, которые указываются в данных строках, налогоплательщик, формирующий резерв предстоящих расходов на НИОКР, включает расходы, осуществленные за счет этого резерва.
С 1 января 2009 г. согласно п. 24.1 ст. 255 НК РФ организации вправе учитывать в расходах суммы возмещения работникам затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья (до 3 процентов от суммы расходов на оплату труда). Предполагалось, что данное правило будет применяться до 1 января 2012 г., но это ограничение снято (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ). Поэтому суммы возмещения указанных затрат работникам были внесены в Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, расходов, учитываемых отдельными категориями налогоплательщиков (Приложение N 4 к Порядку).
В этот же Перечень были внесены доходы от реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. С 1 января 2012 г. доходы судовладельцев от реализации таких судов не облагаются налогом на прибыль. Соответствующие изменения внесены в подп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ.
Как уже было сказано, на момент выхода данного выпуска обзора Приказ еще не был официально опубликован. Согласно п. п. 1 и 5 ст. 5 НК РФ нормативные правовые акты о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем через месяц с даты официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода. Каких-либо исключений для форм деклараций или указаний на связь отчетного периода и вступления документа в силу в данной норме нет. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (ст. 285 НК РФ). Таким образом, налогоплательщики вправе не использовать новую форму при подаче декларации за отчетные периоды 2012 г. вплоть до отчета за весь текущий год.


содержание


Установлены ли критерии суммы доходов в отношении сделок, совершенных через посредников, в целях признания их контролируемыми ?



Письмо Минфина России от 09.04.2012 N 03-01-18/3-46

По общему правилу сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Однако если все стороны и выгодоприобретатели сделки, заключенной между взаимозависимыми лицами, зарегистрированы в России, проживают в России или являются налоговыми резидентами РФ, то такая сделка будет признана контролируемой только при наличии хотя бы одного из следующих условий (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):
- сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 1 млрд руб. (за 2012 г. - 3 млрд руб., за 2013 г. - 2 млрд руб.);
- одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по ставке в процентах (например, такая ставка применяется в отношении кондиционных руд черных металлов, подземных промышленных и термальных вод, минеральных вод и лечебных грязей). Одновременно предметом сделки должно являться добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по ставке в процентах. Сумма доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 60 млн руб.;
- хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД (сделка должна быть заключена в рамках деятельности, облагаемой данным налогом). При этом стороной сделки также должно быть лицо, не применяющее указанные спецрежимы. Сумма доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 100 млн руб.;
- хотя бы одна из сторон сделки имеет освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль или является участником проекта "Сколково", применяющим нулевую ставку по данному налогу. При этом другая сторона сделки не применяет указанное освобождение или нулевую ставку. Сумма доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 60 млн руб.;
- хотя бы одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ, в которой предусмотрены специальные льготы по налогу на прибыль. При этом другая сторона сделки не является резидентом данной ОЭЗ. Сумма доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 60 млн руб. Напомним, что последнее правило будет применяться с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).
К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются, в частности, сделки между взаимозависимыми лицами, совершенные через посредников (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом посредники в цепочке сделок должны только организовывать сделку, не используя никаких активов и не принимая на себя никаких рисков. Напомним, что указанные положения подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ в части признания контролируемыми сделок с плательщиками ЕСХН или ЕНВД применяются с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).
В комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что в отношении сделок между взаимозависимыми лицами, совершенных через цепочку посредников, в Налоговом кодексе РФ не установлена сумма дохода, при превышении которой данные сделки становятся контролируемыми. Вывод финансового ведомства может быть обоснован тем, что критерии, касающиеся величины дохода, установлены для сделок между взаимозависимыми лицами, а сделки с участием посредников таковыми не являются, они лишь приравнены к ним.
Однако это не единственно возможный вариант трактовки положений п. п. 1 и 2 ст. 105.14 НК РФ. Поскольку в абз. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ указано, что сделки между взаимозависимыми лицами, совершенные через цепочку посредников, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами, то на них также должны распространяться положения Налогового кодекса РФ, касающиеся сделок между взаимозависимыми лицами, и, в частности, условие о величине доходов. Это будет правомерно, если все стороны и выгодоприобретатели такой цепочки сделок зарегистрированы в России, проживают в России или являются налоговыми резидентами РФ.

содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта