Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 07.11.2012

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Как учесть затраты на восстановление частично разрушенного стихийным бедствием основного средства ?
- Нужно ли в случае оказания автотранспортных услуг при расчете ЕНВД учитывать количество автомобилей субподрядчика ?


Как учесть затраты на восстановление частично разрушенного стихийным бедствием основного средства ?



Письмо Минфина России от 15.10.2012 N 03-03-06/2/115

В результате стихийного бедствия частично было разрушено недвижимое имущество организации. Данное основное средство было застраховано. Налогоплательщик учел в доходах сумму полученного страхового возмещения, которое израсходовал на восстановление недвижимости. Также на восстановление были понесены и дополнительные затраты сверх страхового возмещения. Организация обратилась в Минфин России с вопросом об учете указанных расходов.
В рассматриваемом Письме финансовое ведомство разъяснило, что данные расходы необходимо включить в первоначальную стоимость восстанавливаемого объекта недвижимости и учитывать в расходах путем начисления амортизации. Такой вывод обоснован тем, что первоначальная стоимость основного средства формируется в виде суммы расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Помимо этого, первоначальная стоимость изменяется в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, а также по иным аналогичным основаниям (абз. 1 п. 2 ст. 257 НК РФ). Таким образом, по мнению министерства, восстановление частично разрушенной недвижимости является иным аналогичным основанием для изменения первоначальной стоимости данного основного средства.
Однако возможен и иной подход к ответу на поставленный вопрос. Затраты на восстановление частично разрушенного основного средства можно учесть единовременно согласно подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ. В соответствии с данной нормой в расходы включаются убытки, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Следует отметить, что в этом случае факт стихийного бедствия должен быть подтвержден документом, выданным уполномоченным органом (например, Росгидрометом). Кроме того, организация обязана провести инвентаризацию для определения размера фактически нанесенного ущерба (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). Правомерность такого подхода подтверждается Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2010 N А27-3324/2010 (Определением ВАС РФ от 24.03.2011 N ВАС-2692/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). В данном деле инспекция настаивала на том, что работы по восстановлению частично разрушенного объекта следует квалифицировать как реконструкцию основного средства, однако доказать этого не смогла.
Таким образом, организация, восстановившая частично разрушенное в результате стихийного бедствия основное средство, вправе учесть понесенные расходы единовременно в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ. Однако в этом случае не исключены претензии налоговых органов.


содержание


Нужно ли в случае оказания автотранспортных услуг при расчете ЕНВД учитывать количество автомобилей субподрядчика ?



Письмо Минфина России от 10.10.2012 N 03-11-06/3/69

Транспортная компания, которая по тем или иным причинам не справляется с заказами (например, в связи со значительным увеличением объема перевозок), может привлечь для перевозок по договору подряда стороннюю организацию. Если в отношении деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг компания применяет ЕНВД, то при исчислении единого налога участвует физический показатель "количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов" (ст. 346.29 НК РФ). Причем для применения ЕНВД при осуществлении данной деятельности установлено ограничение: у налогоплательщика на праве собственности или ином праве должно быть не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Возникает вопрос: нужно ли при расчете единого налога принимать в учет транспорт субподрядчика?
Финансовое ведомство отмечает, что определения понятия "автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов" в Налоговом кодексе РФ нет. Поэтому, обратившись к нормам гражданского законодательства на основании п. 1 ст. 11 НК РФ, ведомство делает вывод, что для целей применения ЕНВД физический показатель в отношении услуг по перевозке грузов нужно определять с учетом транспорта субподрядчика. Аналогичные разъяснения Минфин России давал и ранее (Письма от 27.06.2011 N 03-11-06/3/75, от 28.12.2010 N 03-11-06/3/173). Свою точку зрения он обосновывает следующим.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную договором плату (ст. 785 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств субподрядчиков, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить работу лично. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Налоговым законодательством не установлено ограничений по применению ЕНВД в случае привлечения организацией, непосредственно оказывающей услуги по перевозке грузов и переведенной на уплату указанного налога, сторонних лиц для этих целей. По мнению финансового ведомства, плательщиками ЕНВД в сфере оказания услуг по перевозке грузов с привлечением транспорта субподрядчика признаются только те организации (предприниматели), с которыми потребители услуг заключают договор перевозки. Поэтому, если у налогоплательщика количество автотранспортных средств с учетом автомобилей субподрядчиков превышает ограничение в 20 единиц, он утрачивает право на применение ЕНВД.
Однако с точкой зрения Минфина России можно поспорить.
Для этого еще раз обратимся к подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в соответствии с которым, как уже отмечалось, ЕНВД применяется при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов налогоплательщиками, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения или распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для предоставления таких услуг. Право владения и пользования возникает, например, на основании договора аренды транспортного средства или договора лизинга (ст. ст. 632, 642, 665 ГК РФ). При привлечении субподрядчика у генподрядчика подобных прав не возникает. Согласно п. 3 ст. 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Другими словами, генподрядчик организует процесс оказания услуги по перевозке и не вправе распоряжаться имуществом субподрядчика. Следовательно, данная деятельность должна облагаться в рамках иных режимов налогообложения. Так, Восьмой арбитражный апелляционный суд (Постановление от 02.02.2012 по делу N А81-3092/2011), рассматривая подобную ситуацию, пришел к выводу, что налогоплательщик в части работ, осуществляемых субподрядчиками, не является реальным исполнителем автотранспортных услуг. Фактически он предоставляет услуги по обеспечению перевозок, которые ЕНВД не облагаются.
Таким образом, при расчете ЕНВД определять количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов, налогоплательщик должен только исходя из транспорта, находящегося у него на праве собственности либо праве пользования, владения или распоряжения. В случае привлечения по договору подряда сторонней организации налогоплательщик не учитывает ее транспортные средства при определении физического показателя в целях ЕНВД. Однако стоит иметь в виду, что возможны претензии со стороны налоговых органов. Поэтому при заключении договора субподряда на оказание услуг по перевозке налогоплательщику следует внимательно отнестись к условиям такого договора.


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта