Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 08.08.2012

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Освобождается ли от уплаты НДФЛ возмещение процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилья, выплачиваемое работникам организацией, применяющей УСН с объектом "доходы" ?
- Необходимо ли представлять в инспекцию сведения о среднесписочной численности работников в случае их отсутствия ?


Освобождается ли от уплаты НДФЛ возмещение процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилья, выплачиваемое работникам организацией, применяющей УСН с объектом "доходы" ?



Письмо Минфина России от 02.07.2012 N 03-04-05/6-821
Письмо Минфина России от 02.07.2012 N 03-04-06/9-190.

Суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья, не облагаются НДФЛ. При этом в п. 40 ст. 217 НК РФ есть условие применения данного освобождения: такие выплаты должны быть включены в расходы по налогу на прибыль.
Вместе с тем многие организации (предприниматели) применяют специальные налоговые режимы, в связи с чем не признаются плательщиками, в частности, налога на прибыль.
Минфин России рассмотрел ситуацию, когда компенсации процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилья работникам выплачивает организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы", и пришел к выводу, что такие организации не могут применять п. 40 ст. 217 НК РФ к указанным суммам, поэтому данные выплаты облагаются НДФЛ. Исходит Минфин России из следующего. В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение налогоплательщика от обязанности по уплате, в частности, налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с отдельных доходов). При определении налоговой базы организации, применяющие УСН с объектом "доходы", не вправе учитывать какие-либо расходы. Аналогичные разъяснения были даны и ранее (Письмо Минфина России от 07.10.2010 N 03-04-06/6-246).
Исходя из логики финансового ведомства, порядок обложения НДФЛ сумм возмещения работникам процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилья зависит от налогового режима, применяемого работодателем. Однако с таким толкованием норм Налогового кодекса РФ можно не согласиться.
В п. 1 ст. 3 НК РФ установлен принцип всеобщности и равенства налогообложения. Организация, применяющая УСН, является налоговым агентом по НДФЛ, также как и организация, находящаяся на общем режиме налогообложения (п. 1 ст. 226, п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Освобождение сумм рассматриваемых компенсаций работнику от уплаты НДФЛ предусмотрено именно в отношении доходов физлиц (ст. 217 НК РФ) и не должно зависеть от режима налогообложения работодателя. В противном случае физлица, которые работают в организациях, применяющих УСН, ставятся в неравное положение с лицами, которые трудятся в организациях, применяющих общий режим налогообложения.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 26.04.2005 N 14324/04 рассматривал схожую ситуацию: освобождение от обложения НДФЛ сумм оплаты организацией, применяющей УСН, санаторно-курортных путевок работникам за счет чистого дохода. Дело в том, что п. 9 ст. 217 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г.) предусматривал освобождение от налогообложения компенсации стоимости путевок, выплачиваемой сотрудникам за счет средств, оставшихся в распоряжении работодателя после уплаты налога на прибыль. В этой связи существовал спор о том, вправе ли не удерживать НДФЛ с указанных сумм возмещения организации, которые находятся на спецрежимах (в том числе на УСН). Президиум ВАС РФ встал на сторону налогоплательщиков, подчеркнув, что в ст. 217 НК РФ предусмотрен перечень не подлежащих налогообложению доходов физических лиц, а не организаций-работодателей.
Следует отметить, что позиция ВАС РФ была учтена на законодательном уровне. С 1 января 2008 г. новая редакция п. 9 ст. 217 НК РФ предусматривает применение освобождения в отношении компенсаций приобретаемых путевок для работников организаций, применяющих спецрежимы.
Кроме того, до отмены ЕСН в соответствии с подп. 17 п. 1 ст. 238 НК РФ данным налогом не облагались суммы возмещения работникам затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилого помещения, включаемые в расходы по налогу на прибыль. База для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование совпадала с базой по ЕСН (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.). Основываясь на подп. 17 п. 1 ст. 238 НК РФ, Минфин России пришел к выводу, что организация, применяющая УСН, начислять пенсионные взносы на суммы указанных компенсаций не должна (Письмо от 05.05.2009 N 03-11-06/3/123). Отметим, что в данном случае финансовым ведомством рассматривался запрос организации, применявшей УСН с объектом "доходы минус расходы".
Таким образом, применение п. 40 ст. 217 НК РФ к суммам возмещения работникам процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилья организацией, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы", вызовет претензии у контролирующих органов. Работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ. Кроме того, с налогового агента могут взыскать пени (подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды). Правомерность неудержания НДФЛ с указанных сумм, скорее всего, придется отстаивать в суде. Учитывая позицию Президиума ВАС РФ, шансы на победу есть.


содержание


Необходимо ли представлять в инспекцию сведения о среднесписочной численности работников в случае их отсутствия ?



Письмо Минфина России от 17.07.2012 N 03-02-07/1-178

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ). Такие сведения подаются не позднее 20 января текущего года по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@, а рекомендации по ее заполнению приведены в Приложении к Письму ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@ (далее - рекомендации). Напомним, что за непредставление сведений в установленный срок взыскивается штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Финансовое ведомство указало, что исключений данная норма не предусматривает. Поэтому представлять такие сведения должны все налогоплательщики - даже те, у которых наемные работники отсутствуют.
Ранее Минфин России давал подобные разъяснения в отношении индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников (Письма от 03.02.2012 N 03-02-08/9, от 20.11.2008 N 03-02-08/24). Отметим, что отдельные арбитражные суды придерживаются такого же подхода. Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17.05.2012 N А12-16770/2011 указал, что среднесписочная численность работников, подтвержденная соответствующей справкой, отнесена к показателям, влияющим на порядок исчисления налогов и применение различных режимов налогообложения. Сведения об отсутствии у предпринимателя работников относятся к информации, используемой налоговым органом в целях налогового контроля.
В то же время есть примеры судебных решений, в которых сделан противоположный вывод. Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 16.04.2012 N А09-6084/2011, проанализировав в совокупности абз. 2 и 3 п. 3 ст. 80 НК РФ, признал, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщиков, которые не являются работодателями (не имеют наемных работников), представлять в инспекцию сведения о среднесписочной численности несуществующих работников.
Как видно, рассматриваемый вопрос на практике вызывает споры. Во избежание претензий налоговых органов организациям и индивидуальным предпринимателям сведения о среднесписочной численности работников целесообразнее представлять в установленный срок - даже при отсутствии наемных работников.
В заключение отметим: по сообщению Минфина России (Письма от 20.03.2012 N 03-02-08/23, N 03-02-08/24), в настоящее время готовится проект приказа о внесении изменений в Приказ ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@, которым утверждена форма сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. И вопрос о том, могут ли предприниматели, не имеющие наемных работников, указанную форму не представлять, находится на рассмотрении. Это найдет отражение в рекомендациях по порядку заполнения указанной формы.


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта