Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 11.12.2013

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Пенсионные взносы (начиная с расчетного периода 2014 г.) необходимо будет перечислять одним платежным документом.
- Должна ли организация удерживать НДФЛ из суммы компенсации работникам платы за содержание детей в детском саду ?


Пенсионные взносы (начиная с расчетного периода 2014 г.) необходимо будет перечислять одним платежным документом.



Федеральный закон от 04.12.2013 N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения".

- Единый расчетный документ для перечисления пенсионных взносов

Начиная с расчетного периода 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за указанный и последующие периоды необходимо будет перечислять в ПФР одной платежкой без распределения взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии. При оформлении расчетного документа следует применять КБК, предназначенный для учета платежей, поступивших в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии. Такие положения содержатся в новой ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ), которая озаглавлена "Единый расчетный документ".
После того как денежные средства поступят в ПФР, пенсионный фонд самостоятельно перечислит сумму страховых взносов, предназначенных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, на отдельный счет ПФР (п. 2 ст. 20.1 Закона N 167-ФЗ). Учет страховых взносов, поступивших на выплату накопительной части трудовой пенсии, будет осуществляться на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения выбрало застрахованное лицо (п. 1 ст. 20.1 Закона N 167-ФЗ).
В соответствии с действующим порядком пенсионные взносы в отношении лиц 1967 года рождения и моложе перечисляются двумя платежными документами с указанием разных КБК. Работодатель самостоятельно распределяет платежи, предназначенные на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (ст. ст. 33, 33.1 Закона N 167-ФЗ).

- Действующий порядок перераспределения тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии

Напомним, что с 1 января 2013 г. застрахованные по обязательному пенсионному страхованию лица вправе не позднее 31 декабря 2013 г. выбрать вариант осуществления своего пенсионного обеспечения, а именно направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов или 2 процента тарифа страхового взноса.
Для того чтобы на финансирование накопительной части трудовой пенсии приходилось 6 процентов тарифа, необходимо обратиться в ПФР с заявлением:
- о переходе в негосударственный пенсионный фонд. Предварительно нужно заключить договор об обязательном пенсионном страховании;
- о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании;
- о выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании;
- о выборе инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
В последних двух случаях застрахованное лицо вправе выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2 процента или 6 процентов тарифа страхового взноса (п. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ).
Предполагалось, что для тех, кто не сделает свой выбор, начиная с расчетного периода 2014 г. на финансирование накопительной части их трудовой пенсии будет перечисляться 2 процента тарифа страхового взноса. Оставшиеся 4 процента будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.
В соответствии с комментируемым Законом в указанный порядок внесены изменения, которые рассмотрены в следующем разделе.

- Новый порядок перераспределения тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии

Изменения, внесенные Законом, направлены на установление нового порядка перераспределения тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
В частности, с 1 января 2014 г. вводятся следующие положения.
Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе до 31 декабря 2015 г. включительно вправе решить, направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов тарифа страховых взносов или отказаться от финансирования этой части трудовой пенсии. В случае отказа все 6 процентов будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Для того чтобы на финансирование накопительной части трудовой пенсии перечислялось 6 процентов тарифа, необходимо обратиться в ПФР с заявлением:
- о переходе в негосударственный пенсионный фонд. Предварительно нужно заключить договор об обязательном пенсионном страховании;
- о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании;
- о выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании;
- о выборе инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц, обратившихся с заявлением, будет направляться 6 процентов тарифа страхового взноса, за исключением случая, если застрахованное лицо отказалось от финансирования указанной части трудовой пенсии (абз. 1 п. 1 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ).
Пока застрахованное лицо не сделает свой выбор (до 31 декабря 2015 г.), 6 процентов тарифа страхового взноса будут направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии (абз. 2 п. 1 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ). Аналогично будет распределен тариф, если лицо не реализует данное право до 31 декабря 2015 г. включительно.
Новый тариф страхового взноса начинает применяться только с 1 января года, следующего за годом подачи в ПФР заявления о выборе (п. 3 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ).
В отношении лиц, которые до 31 декабря 2013 г. (включительно) выбрали вариант пенсионного обеспечения, согласно которому на финансирование накопительной части трудовой пенсии должно направляться 6 процентов тарифа страхового взноса, необходимо отметить следующее. В 2014 г. 6 процентов будет направляться на финансирование накопительной пенсии только в следующих случаях:
- выбранный лицом негосударственный пенсионный фонд внесен в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (на момент подготовки выпуска обзора данный закон еще не был принят). Также выбранный пенсионный фонд соответствует требованиям Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ;
- выбранная лицом управляющая компания, в том числе государственная, соответствует требованиям п. 3 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ.
Если перечисленные условия не выполняются, то 6 процентов тарифа страхового взноса в 2014 г. будет направлено на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это касается и тех лиц, которые при выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании решили направить на финансирование накопительной части 2 процента тарифа страхового взноса. В рассматриваемом случае должна производиться индексация расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). Указанные правила установлены п. 4 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ.
Следует отметить, что лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются обязательные пенсионные взносы, вправе сделать выбор в пользу направления 6 процентов тарифа страхового взноса на фиксирование накопительной части трудовой пенсии до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления пенсионных взносов. Если до этого момента данные лица не достигли 23 лет, то право выбора сохраняется за ними до 31 декабря года, в котором им исполнится такое количество лет (п. 2 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ).


содержание


Должна ли организация удерживать НДФЛ из суммы компенсации работникам платы за содержание детей в детском саду ?



Письмо Минфина России от 15.10.2013 N 03-04-06/42927.

Минфин России в очередной раз разъяснил вопрос об обложении НДФЛ компенсации родительской платы за содержание ребенка в дошкольной образовательной организации. Позиция финансового ведомства не изменилась: указанная компенсация не облагается налогом только в случае, если она выплачивается за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Свою точку зрения Минфин России аргументировал следующим образом. Согласно п. 42 ст. 217 НК РФ денежные средства, которые родители (законные представители) получают в качестве компенсации части платы за содержание ребенка в дошкольной организации, не облагаются НДФЛ. В соответствии с п. 5 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) компенсация части родительской платы выплачивается родителям (законным представителям) за счет средств бюджетов субъектов РФ в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих детские сады. Напомним, что указанный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 г. До этого действовал Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в п. 1 ст. 52.2 которого содержалось аналогичное положение.
Подобные разъяснения Минфин России давал неоднократно (см., например, Письма от 17.04.2013 N 03-04-05/6-379, от 04.07.2012 N 03-04-05/6-840, от 19.06.2012 N 03-04-05/6-740, от 04.04.2012 N 03-04-06/9-97, от 13.03.2012 N 03-04-05/3-293).
Однако возможен другой подход к рассматриваемому вопросу. Как отмечалось выше, в силу п. 42 ст. 217 НК РФ от обложения НДФЛ освобождаются суммы, которые родители (законные представители) получают в качестве компенсации части платы за содержание ребенка в дошкольной образовательной организации. Данный пункт не устанавливает условия о том, какой источник финансирования необходимо использовать для применения льготы. Кроме того, ссылка на Закон N 273-ФЗ или иной нормативный правовой акт в названной норме не приводится. На это сами контролирующие органы указывали после включения в ст. 217 НК РФ соответствующего пункта (см. Письмо ФНС России от 17.09.2009 N ШС-22-3/719, согласованное с Минфином России).
Таким образом, компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детском саду не облагается НДФЛ независимо от того, за счет каких средств она выплачивается: бюджета субъекта РФ или организации, являющейся работодателем родителя (законного представителя). Однако компании - налоговому агенту и налогоплательщику, которые придерживаются данного подхода, скорее всего, придется отстаивать свою позицию в суде.
Арбитражной практики на уровне судов кассационной инстанции по вопросу применения п. 42 ст. 217 НК РФ нет. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта