Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 13.01.2010

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Новые изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ
- Правомерно ли указание в справке об уплате налогов суммы задолженности, которую нельзя взыскать ?


Новые изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ



Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ, которые касаются НДС, НДФЛ, налога на прибыль и транспортного налога. Большинство поправок устраняют неясности, присутствовавшие в НК РФ, и благоприятны для налогоплательщиков. Однако часть их вызовет трудности при применении на практике. Рассмотрим подробнее нововведения, руководствоваться которыми налогоплательщики должны уже в текущем году.

1. Документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС при экспорте, подаются в инспекцию в течение 270 календарных дней

В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ для подтверждения нулевой ставки НДС установлен срок в 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ данный срок был продлен на 90 дней в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. (в Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ введена ст. 27.3). При этом в ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ не уточнялось, какие именно имеются в виду дни - рабочие или календарные. По правилам п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных. Поскольку в ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ указания на календарные дни не было, на практике возникали проблемы при расчете увеличенного срока подачи документов для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС.
Минфин России в Письме от 31.03.2009 N 03-07-08/76 разъяснял, что 90-дневный срок исчисляется именно в календарных днях, так как продлевается срок, который предусмотрен как раз в таких днях. Поэтому, по мнению финансового ведомства, увеличенный срок для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС в указанный период был равен 270 календарным дням. В то же время указание на календарные дни содержится только в п. 9 ст. 165 НК РФ, а из положений ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ неясно, о каких именно днях идет речь. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Значит, период для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., нужно исчислять так: 180 календарных дней с даты помещения товаров под соответствующий таможенный режим плюс 90 рабочих дней.
Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ вновь продлено увеличение срока подачи документов для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС при экспорте. Соответствующее дополнение внесено непосредственно в п. 9 ст. 165 НК РФ. При этом уточняется, что срок увеличивается именно на 90 календарных дней. Кроме того, отмечено, что срок увеличивается, если товары помещены под соответствующие таможенные режимы в период с 1 июля 2008 г. до 31 марта 2010 г. То есть вопрос расчета увеличенного срока подачи документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. вроде бы решен, и до 31 марта 2010 г. указанный срок составляет 270 календарных дней.
Однако есть иная точка зрения по данному вопросу: срок в 270 календарных дней используется при помещении товаров под соответствующий режим экспорта только в период с 1 января по 31 марта 2010 г. Данное ограничение, которое введено в НК РФ п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ, в отношении товаров, экспортируемых в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., ухудшает положение налогоплательщиков, поскольку, как отмечено ранее, формально увеличенный срок в этот период должен был рассчитываться как 180 календарных дней плюс 90 рабочих. Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы.
Таким образом, срок для представления документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС, нужно исчислять следующим образом:
- в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., - 180 календарных дней (с даты помещения) плюс 90 рабочих дней (ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ);
- в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 января по 31 марта 2010 г., - 270 календарных дней (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).

2. Предельная величина процентов, учитываемых в расходах, зависит от момента образования долгового обязательства

С 1 сентября 2008 г. при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, которые учитывались в расходах, признавалась равной ставке рефинансирования, увеличенной в 1,5 раза (по обязательствам в рублях), и 22 процентам (по обязательствам в валюте). С 1 августа до 31 декабря 2009 г. применялась новая предельная величина процентов, равная ставке рефинансирования, увеличенной в два раза (при оформлении долгового обязательства в рублях), и 22 процентам (по обязательствам в иностранной валюте) (ст. ст. 2, 5, п. 5 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ). Подробнее об этом см. "Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2009 года".
С 1 января по 30 июня 2010 г. продляется приостановление действия абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ. Касается оно только расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., и в период приостановления указанной нормы применяется предельная величина, равная ставке рефинансирования, увеличенной в два раза (при оформлении долгового обязательства в рублях), и 15 процентам (по обязательствам в валюте) (ст. 4 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).
Следует отметить, что согласно п. 8 ст. 272 НК РФ организация определяет предельную величину процентов, учитываемых в расходах, на момент их признания, т.е. на конец отчетного периода. Таким образом, при учете процентов по долговым обязательствам следует обратить внимание на следующее:
- если долговое обязательство возникло до 1 ноября 2009 г., то по итогам IV квартала 2009 г. при отсутствии обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, либо по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов рассчитывается исходя из ставки рефинансирования, увеличенной в два раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и 22 процентов - по обязательствам в валюте (ст. ст. 2, 5, п. 5 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ). В I и II квартале 2010 г. следует применять предельную величину процентов, равную ставке рефинансирования, увеличенной в два раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и 15 процентам - по обязательствам в валюте (ст. 4 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ);
- если долговое обязательство возникло после 1 ноября 2009 г., то по итогам IV квартала 2009 г. предельная величина процентов также признается равной ставке рефинансирования, увеличенной в два раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и 22 процентам - по обязательствам в валюте (ст. ст. 2, 5, п. 5 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ). Однако в I и последующих кварталах 2010 г. будет применяться старый порядок учета расходов в виде процентов по долговым обязательствам (т.к. приостановление абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ в отношении таких обязательств не действует): предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза, - по обязательствам в рублях и 15 процентам - по обязательствам в валюте (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ).

3. Смягчены условия применения нулевой ставки налога на прибыль по доходам в виде дивидендов

По доходам в виде дивидендов, получаемых российскими организациями от иных (российских или иностранных) компаний, может применяться налоговая ставка 0 процентов (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Однако для этого необходимо соблюдение нескольких условий:
1) получающая дивиденды организация должна непрерывно в течение 365 дней (или более) до принятия решения о выплате дивидендов владеть не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) компании, выплачивающей дивиденды. Также для применения нулевой ставки организация может владеть депозитарными расписками, которые дают право на получение в качестве дивидендов суммы, соответствующей не менее чем 50 процентам от общей суммы выплачиваемых дивидендов;
2) стоимость вклада (доли) или депозитарных расписок должна превышать 500 млн. руб.;
3) когда дивиденды выплачивает иностранная организация, то нулевая ставка применяется, если государство постоянного местонахождения иностранной компании не включено в перечень офшорных зон, утвержденный Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.
Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ из пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ исключено требование о стоимости вклада (доли) - не менее 500 млн. руб. Как следствие, для подтверждения права на применение нулевой ставки не нужно представлять сведения о стоимости приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном капитале организации (соответствующее изменение внесено в пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ). Данные поправки будут действовать с 2011 г., но новые правила можно применять уже при расчете доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г. (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).
Следует отметить, что на практике много вопросов возникало именно в связи с установленным лимитом (500 млн. руб.) стоимости вклада (доли). Например, в какой момент должен соблюдаться указанный лимит - приобретения (получения) вклада или доли либо выплаты дивидендов? Кроме того, спорным был вопрос о том, должна ли стоимость вклада (доли) превышать 500 млн. руб. в течение 365 календарных дней подряд до даты принятия решения о выплате дивидендов. Подробнее об этом см. выпуски обзора от 13.03.2008 и от 02.12.2009.
Таким образом, с внесением Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ поправок в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ применять нулевую ставку налога на прибыль по доходам в виде дивидендов станет немного проще.

4. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки, не уплачивают транспортный налог в отношении морских, речных и воздушных судов

Наконец-то на законодательном уровне в пользу индивидуальных предпринимателей решился вопрос о возможности применения ими льготы по транспортному налогу. Дело в том, что до 01.01.2010 в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения не признавались пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находившиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых являлось осуществление пассажирских или грузовых перевозок. Аналогичной нормы в отношении индивидуальных предпринимателей НК РФ не содержал. Следовательно, предприниматели-перевозчики не признавались лицами, чьи суда освобождались от обложения транспортным налогом. Подобные разъяснения давали контролирующие органы (Письма ФНС России от 10.09.2009 N ШС-20-7/1331, Минфина России от 13.11.2008 N 03-05-06-04/67), а судебная практика подтверждала такой подход (Постановления Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 3513/09, ФАС Поволжского округа от 22.10.2009 N А12-7381/2009, ФАС Уральского округа от 15.12.2008 N Ф09-9419/08-С3, ФАС Волго-Вятского округа от 01.10.2008 N А43-4331/2008-31-65).
Теперь в пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ в качестве лиц, имеющих право на льготу, добавлены индивидуальные предприниматели. Нововведение действует с 1 января 2010 г. (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ). Поэтому предприниматели - так же, как и организации, основным видом деятельности которых являются пассажирские или грузовые перевозки, - освобождены от уплаты транспортного налога за морские, речные и воздушные суда.

5. Для получения вычета по НДФЛ письменное заявление налогоплательщика не требуется

Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ внесены изменения в ряд статей, в результате чего налогоплательщик при подаче в инспекцию по окончании налогового периода декларации по НФДЛ не обязан прилагать к ней отдельное письменное заявление для получения:
- стандартных вычетов, которые ему не были предоставлены или предоставлены в меньшем размере (соответствующее изменение внесено в п. 4 ст. 218 НК РФ);
- социальных вычетов (соответствующее изменение внесено в п. 2 ст. 219 НК РФ);
- имущественных вычетов (соответствующее изменение внесено в п. 2 ст. 220 НК РФ);
- профессиональных вычетов. Следует отметить, что для получения данных вычетов у налогового агента письменное заявление нужно ему подать (п. 3 ст. 221 НК РФ).
Кроме того, в декларации по НДФЛ можно не указывать доходы, освобождаемые от налогообложения, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами (п. 4 ст. 229 НК РФ).
Указанные положения вступили в силу 29.12.2009 (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).

6. При продаже имущества, находившегося в собственности более трех лет, декларацию по НДФЛ подавать не нужно

Доходы, получаемые физлицами - налоговыми резидентами РФ от продажи жилья, дач, садовых домиков или земельных участков (долей в указанном имуществе), иного имущества (кроме ценных бумаг и имущества, используемого в предпринимательской деятельности), находившихся в собственности этих лиц три года и более, включены в перечень не облагаемых НДФЛ (соответствующие изменения внесены в п. 17.1 ст. 217 и пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Поэтому в данном случае у налогоплательщиков нет необходимости представлять в налоговый орган декларацию по НДФЛ.
Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2009 (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).

7. Изменения, касающиеся уплаты НДФЛ налоговыми агентами

Статья 226 НК РФ претерпела изменения после внесения в нее поправок Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ, которые должны были вступить в силу с 1 января 2010 г. Однако Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ положения п. 5 указанной статьи скорректированы. Теперь налоговый агент при невозможности удержать у налогоплательщика НДФЛ обязан сообщить в инспекцию об этом, указав сумму налога, в течение месяца после окончания налогового периода, в котором физлицом получен доход, а не как ранее - в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Аналогичная информация должна быть доведена и до налогоплательщика. При этом ФНС России обязана утвердить форму такого сообщения и порядок его представления в инспекцию. Следует отметить, что ранее необходимости утверждения подобной формы налоговое законодательство не предусматривало. Однако налоговые органы рекомендовали в этом случае использовать справку 2-НДФЛ (п. 3 Приказа ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@).
Кроме того, Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ вновь изменен п. 2 ст. 230 НК РФ. Теперь уточняется, что сведения о доходах физлиц и суммах начисленных и удержанных налогов (по форме 2-НДФЛ) налоговые агенты должны подавать в инспекцию по месту своего учета. Однако это изменение не прояснило вопрос о месте представления данных сведений налоговыми агентами - российскими организациями, имеющими обособленные подразделения. Минфин России отмечает, что обособленное подразделение вправе подавать сведения по форме 2-НДФЛ по месту своего учета (Письма от 28.08.2009 N 03-04-06-01/224, от 11.02.2009 N 03-04-06-01/26). Однако ФНС России (Письмо от 13.03.2008 N 04-1-05/0916) указывает, что сведения по доходам, которые получают работники обособленных подразделений российских организаций, следует подавать в налоговые органы по месту постановки на учет головной компании. Ранее такой позиции придерживался и Минфин России (Письма от 13.11.2006 N 03-05-01-04/312, от 23.01.2006 N 03-01-10/1-14). У арбитражных судов также нет единой точки зрения по данному вопросу (подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды).
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ положения п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ) вступили в силу с 1 января 2010 г.

Итого:
1. Срок для представления документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС, увеличивается на 90 календарных дней, если товары помещены под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. до 31 марта 2010 г.
2. В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., с 1 января по 30 июня 2010 г. применяется предельная величина, равная ставке рефинансирования, увеличенной в два раза (при оформлении долгового обязательства в рублях), и 15 процентам (по обязательствам в валюте).
3. Для применения нулевой ставки налога на прибыль по доходам в виде дивидендов не нужно соблюдать лимит в 500 млн. руб. стоимости вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов.
4. Индивидуальные предприниматели, основным видом деятельности которых являются пассажирские или грузовые перевозки, освобождены от уплаты транспортного налога за морские, речные и воздушные суда.
5. Для получения вычетов по НДФЛ налогоплательщик при подаче в инспекцию по окончании налогового периода декларации не обязан прилагать к ней отдельное письменное заявление.
6. При продаже имущества, находившегося в собственности более трех лет, декларацию по НДФЛ подавать не нужно.
7. Сведения о доходах физлиц и суммах начисленных и удержанных налогов (по форме 2-НДФЛ) налоговые агенты должны подавать в инспекцию по месту своего учета.


содержание


Правомерно ли указание в справке об уплате налогов суммы задолженности, которую нельзя взыскать ?



Письма Минфина России от 18.12.2009 N 03-02-07/1-545

Предпринимательская деятельность не обходится без заимствования денежных средств. Для получения кредита компаниям и предпринимателям наряду с другими документами необходимо представить в банк справку об отсутствии задолженности по налогам, пеням и штрафам. Нередко за налогоплательщиком числится недоимка, срок взыскания которой уже пропущен. Но налоговый орган все равно указывает данную задолженность в соответствующей справке, что может негативно повлиять на решение о выдаче кредита. Поэтому у налогоплательщиков нередко возникает вопрос о том, как выйти из сложившейся ситуации.
В комментируемом Письме Минфин разъяснил, что задолженность по налогам, пеням и штрафам, срок взыскания которой истек, не списывается и отражается в справке. В соответствии со ст. 59 НК РФ, Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 недоимка признается безнадежной и списывается только при ликвидации организации. В отношении действующих компаний списание задолженности по налогам, пеням и штрафам в связи с истечением срока взыскания не предусмотрено. Поэтому в справке об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, указывается и просроченная недоимка. Финансовое ведомство ранее уже давало подобные разъяснения (Письма от 15.12.2008 N 03-02-07/1-511, от 07.12.2005 N 03-02-07/1-331).
У налогоплательщика есть два выхода из сложившейся ситуации.
Первый - обратиться в суд с требованием обязать инспекцию выдать необходимую справку с отметкой о невозможности взыскания просроченной задолженности. Подобный подход сложился в судебной практике (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 4381/09). Дело в том, что указание в справке сведений о задолженности без соответствующей отметки о невозможности ее взыскания нарушает право налогоплательщика на получение достоверной информации, которая необходима ему для ведения предпринимательской деятельности (например, для получения кредита). Поэтому исходя из баланса публичных и частных интересов в справке должна содержаться информация о недоимке с отметкой о невозможности ее взыскания.
Второй вариант - обратиться в суд с требованием обязать инспекцию выдать справку без указания суммы просроченной задолженности. В поддержку такой позиции можно привести судебные решения, где отмечено, что в такой справке вообще не должна отражаться недоимка, которую уже нельзя взыскать. Но для этого налогоплательщику нужно доказать, что первоначально выданная справка с указанной суммой просроченной задолженности явилась, например, основанием для отказа в выдаче кредита (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.2009 N А55-14248/2008, Определение ВАС РФ от 12.10.2009 N ВАС-12785/09). Хотелось бы предостеречь налогоплательщика от попытки обратиться в суд с требованием обязать инспекцию списать с его лицевого счета просроченную недоимку. Ведь еще в 2005 г. ВАС РФ указал, что наличие на лицевых счетах сведений о просроченной задолженности само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Судебные акты, понуждающие инспекцию исключить из лицевого счета такие сведения, ошибочны (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04). Нижестоящие суды и сейчас придерживаются подобной позиции (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2009 N А56-28839/2008 (Определением ВАС РФ от 12.08.2009 N ВАС-9893/09 отказано в передаче данного дела в Президиум), ФАС Московского округа от 09.06.2009 N КА-А41/5168-09, ФАС Поволжского округа от 06.07.2009 N А55-16559/2008, ФАС Центрального округа от 26.05.2008 N А64-6293/07-22).

Итого:
Если налоговый орган отказывается выдать справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов без указания суммы задолженности, срок взыскания которой уже просрочен, налогоплательщик вправе:
1) обратиться в суд с требованием обязать инспекцию выдать справку о наличии задолженности, но с указанием о невозможности ее взыскания;
2) обратиться в суд с требованием обязать инспекцию выдать справку без указания суммы просроченной задолженности. Однако в этом случае налогоплательщик должен будет доказать, что информация о наличии спорной задолженности отрицательно повлияла на его предпринимательскую деятельность (повлекла отказ в выдаче кредита, запрет на участие в конкурсе и т.п).


содержание

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта