Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 13.07.2011

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Можно ли признать расходы на размещение в печатных СМИ материалов рекламного характера без пометки "на правах рекламы" ?
- Вправе ли налогоплательщик при расторжении договора принять к вычету перечисленный с аванса НДС, если обязательство по возврату предоплаты прекращено зачетом ?


Можно ли признать расходы на размещение в печатных СМИ материалов рекламного характера без пометки "на правах рекламы" ?



Письмо Минфина России от 15.06.2011 N 03-03-06/2/94

Налогоплательщики вправе признавать расходы на рекламу произведенных или реализуемых товаров (работ, услуг), а также своей деятельности (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом необходимо учитывать положения п. 4 ст. 264 НК РФ, в котором содержится перечень ненормируемых расходов на рекламу. Среди них значатся расходы на рекламные мероприятия в средствах массовой информации, в том числе объявления в печати. Иные рекламные затраты являются нормируемыми и при исчислении налога на прибыль признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
В Налоговом кодексе РФ не содержится понятие "реклама". Поэтому по правилам п. 1 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения следует использовать определение, данное в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Такая информация должна быть адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и на его продвижение на рынке.
Минфин России считает, что можно признать затраты на размещение рекламы в печатных СМИ, которые не специализируются на сообщениях и материалах рекламного характера (то есть объем рекламы в них составляет не более 40 процентов одного номера). Для этого текст должен сопровождаться пометкой "реклама" или "на правах рекламы". Требование об указании таких пометок в нерекламных СМИ содержится в ст. 16 Закона о рекламе. По мнению финансового ведомства, наличие этих пометок обязательно. Аналогичные разъяснения Минфин России давал ранее в Письмах от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418, от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201.
В то же время подход финансового ведомства является спорным.
Определение рекламы приведено в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, и именно в этой норме содержатся существенные признаки данного понятия. Поэтому если сообщение или материал в периодическом издании адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, продвижение его на рынке, то затраты на публикацию являются рекламными расходами.
Как отмечали арбитражные суды, отсутствие отметки "на правах рекламы" не изменяет сути распространяемой через периодическое издание информации и не влияет на обоснованность расходов (Постановления ФАС Московского округа от 21.02.2008 N КА-А40/410-08-П, ФАС Поволжского округа от 16.04.2008 N А55-10084/2007).
К подобным выводам приходили и другие арбитражные суды (подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль). ФАС Московского округа, основываясь на нормах Закона о рекламе, указал, что ответственность за распространение рекламной информации без пометки "на правах рекламы" возлагается на рекламораспространителя. Привлечь его к ответственности за нарушение законодательства о рекламе вправе только антимонопольный орган (Постановление ФАС Московского округа от 23.09.2008 N КА-А40/8513-08-2).

содержание


Вправе ли налогоплательщик при расторжении договора принять к вычету перечисленный с аванса НДС, если обязательство по возврату предоплаты прекращено зачетом ?



Письмо Минфина России от 25.04.2011 N 03-07-11/109

В случае расторжения договора или прекращения его действия перечисленный с предоплаты НДС поставщик принимает к вычету после возврата покупателю полученного аванса (п. 5 ст. 171, п. 4 ст. 172 НК РФ). Можно ли применить вычет, если вместо возврата денежных средств контрагенты провели взаимозачет?
Данную проблему финансовое ведомство рассматривало уже неоднократно. Так, в Письме от 01.04.2008 N 03-07-11/125 Минфин России разъяснял, что продавец вправе принять к вычету уплаченный с предоплаты НДС в том налоговом периоде, в котором было подписано соглашение о взаимозачете. Отметим, что в данном случае у поставщика прекращалось обязательство по возврату аванса, полученного по одному договору, а у покупателя - обязательство на перечисление аванса по другому договору.
Позднее (в Письме от 22.06.2010 N 03-07-11/262) Минфин России указывал на возможность вычета при проведении взаимозачета в ситуации, когда стороны одновременно являлись по отношению друг к другу поставщиком и покупателем по двум разным договорам (погашались встречные требования о возврате авансов). При этом финансовое ведомство обращало внимание, что контрагенты принимают к вычету НДС, уплаченный с предоплаты в качестве продавца. Правомерность данного вывода подтверждается в Постановлении ФАС Центрального округа от 26.05.2009 N А48-3875/08-8. Также министерство отметило, что контрагенты восстанавливают налог, принятый ими к вычету с предоплаты в качестве покупателя (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Однако теперь Минфин России изменил свою точку зрения. В комментируемом Письме он разъясняет, что лизингодатель не вправе принять к вычету перечисленный с предоплаты НДС, не вернув аванс. Отметим, что в документе рассмотрена распространенная ситуация, когда в соответствии с договором при его расторжении по инициативе покупателя продавец вправе требовать компенсации убытков и уплаты неустойки. Именно эти требования и были погашены взаимозачетом в счет возврата аванса.
Однако представляется, что у финансового ведомства не было объективных причин для изменения позиции. Необходимое условие для применения вычета (возврат авансов) было выполнено в результате взаимозачета. Тот факт, что в рамках данного соглашения погашались требования, возникшие из одного договора, не имеет значения.
Кроме того, налогоплательщик может вернуть налог, уплаченный с аванса, и другим способом, не применяя вычет. Для этого ему нужно скорректировать налоговую базу. Такое право предоставляет п. 1 ст. 54 НК РФ. В соответствии с этой статьей налогоплательщик вправе уточнить налоговую базу при выявлении искажений, допущенных при ее исчислении. В данном случае искажением базы по НДС следует признать ее расчет с учетом предоплаты. Дело в том, что объектом обложения НДС признается реализация товаров, работ, услуг (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Уплата налога с аванса происходит до возникновения объекта налогообложения. По сути, этот платеж обеспечивает перечисление продавцом НДС с последующей реализации. Поскольку на момент расторжения договора товары так и не были отгружены, а услуги не были оказаны, уплаченный с аванса НДС становится переплатой - а значит, налоговая база была искажена. Произвести перерасчет можно как за период получения предоплаты, представив уточненную декларацию, так и в периоде расторжения договора. Ведь данное искажение налоговой базы привело к переплате НДС (п. 1 ст. 54 НК РФ). Возможность корректировки налоговой базы вместо применения вычетов подтверждается судебными решениями (см. Постановления ФАС Московского округа от 03.07.2009 N КА-А40/6007-09, ФАС Поволжского округа от 27.01.2009 N А72-5142/2008, от 20.01.2009 N А72-4094/2008, Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 N 09АП-28223/2010-АК). Несмотря на то, что в данных постановлениях разрешены спорные ситуации о порядке исчисления НДС при возврате некачественных товаров, их выводы можно использовать и в рассматриваемом случае. Дело в том, что порядок применения вычетов при возврате товаров и расторжении договора один и тот же (п. 5 ст. 171, п. 4 ст. 172 НК РФ).
Таким образом, при расторжении договора продавец вправе принять к вычету перечисленный с предоплаты НДС, даже если обязательство по возврату аванса покупателю прекращено взаимозачетом. Вместо применения вычета налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на сумму аванса. Однако отметим, что в указанных случаях споров с инспекцией не избежать.

содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта