Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 14.08.2013

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Рекомендации ФНС России по проведению камеральных проверок.
- Рекомендации ФНС России по проведению выездных проверок.


Рекомендации ФНС России по проведению камеральных проверок.



Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок".

ФНС России направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе рекомендации по проведению камеральных проверок (далее - Рекомендации). Как указано в Письме, Рекомендации подготовлены для обеспечения единообразия процедур:
- контроля за своевременным представлением налоговых деклараций (расчетов), расчетов финансового результата инвестиционного товарищества, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и бухгалтерской отчетности;
- проведения камеральных проверок.

Рекомендации состоят из пяти разделов:
- Контроль за своевременным представлением налоговых деклараций (расчетов), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и бухгалтерской отчетности.
- Камеральная налоговая проверка.
- Уточненные налоговые декларации.
- Оформление результатов камеральной налоговой проверки.
- Направление (вручение) акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Также Рекомендации содержат пять приложений:
- Перечень организаций, обязанных проводить аудит.
- Форма сообщения с требованием представления пояснений на основании п. 3 ст. 88 НК РФ.
- Форма уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
- Форма докладной записки.
- Форма извещения о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.

Рассмотрим некоторые из них.

- Блокировка счета при непредставлении декларации

В соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ налоговый орган приостанавливает операции по счетам налогоплательщика в банке и переводы его электронных денежных средств, если последний не подаст налоговую декларацию в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока ее представления.
В абз. 7 п. 1.5 Рекомендаций ФНС России указывает, что принятие решения о приостановлении операций по счетам в банке до истечения 10-дневного срока не допускается. С 1 января 2015 г. принятие таких решений станет возможным только в течение трех лет со дня истечения 10-дневного срока. Напомним, что это связано с изменениями, внесенными в п. 3 ст. 76 НК РФ согласно Федеральному закону от 28.06.2013 N 134-ФЗ. Подробнее см. Правовые новости. Специальный выпуск "В целях выявления и пресечения незаконных финансовых операций расширены полномочия налоговых органов и введены новые обязанности налогоплательщиков". ФНС России обращает внимание, что данное трехлетнее ограничение не применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), срок представления которых установлен до 1 января 2015 г. Кроме того, ведомство отметило, что истечение трехлетнего срока не является основанием для отмены блокировки счета, если указанное решение было принято в предусмотренный Налоговым кодексом РФ срок.
Согласно п. 3 ст. 76 НК РФ если операции по счетам и переводы электронных денежных средств были приостановлены в связи с непредставлением декларации, то такое решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком декларации. В абз. 19 п. 1.5 Рекомендаций ФНС России указывает, что если налогоплательщик отправил декларацию по почте, то решение о блокировке счета отменяется не позднее одного дня, следующего за днем поступления декларации в налоговый орган. Такое толкование нормы п. 3 ст. 76 НК РФ вызвано временным разрывом между днем представления декларации по почте (день ее отправки - абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ) и днем ее получения налоговым органом. По мнению ФНС России, принятие решения об отмене блокировки счета не позднее одного рабочего дня с момента отправки декларации по почте невозможно.
Помимо этого, ведомство отмечает, что если решение о приостановлении операций по счетам было принято в связи с непредставлением нескольких деклараций, то такое решение отменяется после представления всех налоговых деклараций (абз. 22 п. 1.5 Рекомендаций).

- Особенности рассмотрения дел о некоторых правонарушениях

В п. п. 1.6, 1.7, 1.11 Рекомендаций ФНС России разъясняет, в каком порядке рассматриваются дела о правонарушениях, предусмотренных п. 1 ст. 119 (непредставление декларации в установленный срок), ст. 119.1 (нарушение установленного способа представления декларации), п. 1 ст. 126 НК РФ (непредставление в установленный срок в налоговые органы документов или иных сведений). Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 100.1 НК РФ дела о правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной проверки, рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ.
В п. 1.6 Рекомендаций указано, что привлечение налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации производится только после ее камеральной проверки. В ходе проверки устанавливается сумма налога, подлежащая уплате (доплате) на основе декларации. Соответственно, дела о правонарушениях, связанных с несвоевременным представлением деклараций, рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ. Данный порядок применяется, даже если в ходе камеральной проверки декларации выявлено только правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ.
Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 119.1 НК РФ, рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ. Если же инспекция одновременно установила факты нарушения срока представления декларации и способа ее подачи, то она вправе рассмотреть дела о данных правонарушениях в порядке ст. 101 НК РФ. На это обстоятельство ФНС России обращает внимание в п. 1.7 Рекомендаций.
В случае непредставления налоговых расчетов (расчетов авансовых платежей; налоговых расчетов, представляемых налоговыми агентами; расчетов сборов) и сведений о среднесписочной численности работников налогоплательщики привлекаются к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Данные дела рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ независимо от проведения камеральной проверки налогового расчета (п. 1.11 Рекомендаций).

- Мероприятия налогового контроля, проводимые
в ходе камеральной проверки

Мероприятия налогового контроля при камеральной проверке (п. 2.8 Рекомендаций) могут проводиться после обязательной процедуры истребования пояснений в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ. К числу таких мероприятий относится:
- направление запросов в компетентные органы иностранных государств (подп. 1 п. 2.8 Рекомендаций);
- направление запросов в банк о наличии счетов, вкладов, об остатках денежных средств на счетах, вкладах, о представлении выписок об операциях по счетам, вкладам и т.п. (подп. 2 п. 2.8 Рекомендаций);
- допрос свидетеля в порядке ст. 90 НК РФ (подп. 3 п. 2.8 Рекомендаций);
- осмотр документов и предметов при согласии владельца этих предметов на их осмотр в порядке ст. 92 НК РФ, а с 1 января 2015 г. - осмотр территорий, помещений лица при камеральной проверке декларации по НДС в определенных случаях (подп. 4 п. 2.8 Рекомендаций). Подробнее об этом см. Правовые новости. Специальный выпуск "В целях выявления и пресечения незаконных финансовых операций расширены полномочия налоговых органов и введены новые обязанности налогоплательщиков";
- инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества с согласия проверяемого лица (подп. 5 п. 2.8 Рекомендаций);
- истребование документов у проверяемого лица в порядке ст. 93 НК РФ (подп. 6 п. 2.8 Рекомендаций). Необходимо учитывать, что при проведении камеральной проверки налоговый орган, за некоторым исключением, не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). ФНС России приводит данные исключения в абз. "а" - "ж" подп. 6 п. 2.8 Рекомендаций). Об изменениях, связанных с истребованием документов при проведении камеральной проверки, см. п. п. 4, 5 обзора Правовые новости. Специальный выпуск "В целях выявления и пресечения незаконных финансовых операций расширены полномочия налоговых органов и введены новые обязанности налогоплательщиков";
- истребование документов (информации) у иных (по отношению к проверяемому налогоплательщику) лиц в порядке ст. 93.1 НК РФ (подп. 7 п. 2.8 Рекомендаций);
- экспертиза, проводимая в порядке ст. 95 НК РФ (подп. 8 п. 2.8 Рекомендаций);
- привлечение специалиста в порядке ст. 96 НК РФ (подп. 9 п. 2.8 Рекомендаций);
- привлечение переводчика в порядке ст. 97 НК РФ (подп. 10 п. 2.8 Рекомендаций).


содержание


Рекомендации ФНС России по проведению выездных проверок.



Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок".

ФНС России направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе рекомендации по проведению выездных проверок (далее - Рекомендации).

Рекомендации состоят из семи разделов:
- Общие положения.
- Место проведения выездной налоговой проверки.
- Выездные проверки, проводимые независимо от времени или от времени и предмета проведения предыдущих проверок.
- Срок проведения выездной проверки.
- Порядок проведения выездной проверки.
- Окончание проведения выездной проверки.
- Направление (вручение) акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Рассмотрим некоторые спорные моменты, по которым ранее не была высказана официальная позиция, и другие вопросы.

- Вручение решения о назначении выездной проверки налогоплательщику

Форма решения о проведении выездной проверки утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. В ней предусмотрена графа "С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен". Необходимо ли направлять решение налогоплательщику по почте, если его невозможно вручить лично?

В п. 1.2 Рекомендаций указано, что в случае невозможности вручения решения о проведении выездной проверки его экземпляр направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, а также по адресу регистрации его руководителя. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

- Указание предмета проверки

В п. 1.3.1 Рекомендаций ФНС России разъясняет, что предметом выездной проверки являются проверяемые налоги. Данный предмет указывается путем перечисления наименований конкретных налогов (сборов) либо указанием на проведение выездной проверки "по всем налогам и сборам". Суды подтверждают правомерность такой формулировки предмета проверки (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 13.03.2012 N А72-4064/2011, ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2010 N А42-76/2010). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

- Период проверки

В п. 1.3.2 Рекомендаций ФНС России разъясняет, что период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, в отношении уплаты которых назначена проверка. Проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка. Подобная формулировка позволяет сделать вывод, что ФНС России допускает проверку периодов, приходящихся на год назначения проверки. Такой подход подтверждается судебной практикой, в частности п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

- Повторные выездные проверки

В соответствии с п. 10 ст. 89 НК РФ повторную выездную проверку может проводить инспекция, ранее проводившая проверку, если налогоплательщик представит уточненную декларацию, в которой будет указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках такой проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация. Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что данная норма не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка (Постановление от 16.03.2010 N 8163/09). ФНС России в п. 3.1 Рекомендаций разъясняет, что согласно п. 10 ст. 89 НК РФ также возможно проведение выездной проверки уточненных деклараций по иным налогам, при исчислении которых учитываются убытки и в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка. Кроме того, указанная норма не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных деклараций, в которых уменьшена налоговая база.


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта