Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 14.11.2012

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Каков порядок определения остаточной стоимости основного средства, в отношении которого была применена амортизационная премия, если оно реализовано до истечения пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию ?
- Вправе ли налогоплательщик применять общий режим налогообложения, если уведомление об отказе от УСН представлено в инспекцию с нарушением установленного срока ?


Каков порядок определения остаточной стоимости основного средства, в отношении которого была применена амортизационная премия, если оно реализовано до истечения пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию ?



Письмо Минфина России от 09.10.2012 N 03-03-06/1/527

С 2009 г. в случае реализации объектов основных средств, в отношении которых применялась амортизационная премия, в течение пяти лет с момента их ввода в эксплуатацию введена обязанность восстановления указанной премии и включения ее в доходы (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ). С этого времени наиболее обсуждаемым вопросом, касающимся восстановления амортизационной премии, является определение остаточной стоимости такого амортизируемого имущества. В ряде последних разъяснений финансовое ведомство четко изложило свою позицию по данному вопросу: в рассматриваемой ситуации остаточная стоимость основного средства определяется как его первоначальная стоимость за минусом амортизационной премии и суммы начисленной за период эксплуатации амортизации. Такой вывод содержится в Письмах Минфина России от 27.08.2012 N 03-03-06/1/425, от 10.08.2012 N 03-03-06/1/404, от 27.07.2012 N 03-03-06/1/367, от 11.11.2011 N 03-03-06/1/737.
Однако ранее финансовое ведомство давало противоречивые разъяснения. В частности, высказывалась иная точка зрения: остаточная стоимость объекта основных средств определяется без учета восстановленной амортизационной премии (см. например, Письма Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/493, от 22.06.2011 N 03-03-06/2/102, от 26.03.2009 N 03-03-06/1/188).
Для разрешения противоречия обратимся к нормам Налогового кодекса РФ.
Доходы от реализации амортизируемого имущества уменьшаются на его остаточную стоимость, определенную в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, т.е. как разница между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации. Первоначальная стоимость - это сумма расходов налогоплательщика на приобретение, сооружение, изготовление, доставку основного средства и доведение его до состояния, в котором оно пригодно для использования (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Изменение первоначальной стоимости возможно только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов (п. 2 ст. 257 НК РФ). Других оснований для корректировки первоначальной стоимости Налоговый кодекс РФ не предусматривает.
Согласно абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик может единовременно включить в расходы не более 10 процентов (не более 30 - в отношении объектов, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств. Если используется данное право, то после ввода объекта в эксплуатацию он включается в амортизационную группу (подгруппу) по первоначальной стоимости за вычетом амортизационной премии. Следовательно, данное правило не изменяет величину первоначальной стоимости объекта, а только ограничивает ту часть затрат, которые впоследствии списываются путем начисления амортизации.
Кроме того, амортизационная премия не является амортизационными отчислениями. На это указывает порядок признания указанных затрат. Амортизационная премия признается в качестве косвенных расходов периода, на который приходится дата начала амортизации имущества (абз. 2 п. 3 ст. 272 НК РФ), а суммы начисленной амортизации могут учитываться в составе прямых расходов ежемесячно (абз. 1 п. 3 ст. 272, абз. 8 п. 1 ст. 318 НК РФ). Однако ФНС России в Письме от 10.06.2009 N ШС-22-3/461@ пришла к выводу, что амортизационная премия - это часть амортизационных отчислений.
Таким образом, из приведенных норм следует, что остаточная стоимость реализуемого основного средства определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта (все расходы на приобретение, изготовление, доставку и доведение до состояния, позволяющего использовать объект) и суммой начисленной амортизации (без учета амортизационной премии). Рассчитанная таким способом остаточная стоимость уменьшает выручку от реализации основного средства. Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 12.10.2012 N А40-45568/12-90-245 признал правомерным увеличение остаточной стоимости основных средств на сумму восстановленной амортизационной премии. Однако последние разъяснения финансового ведомства свидетельствуют о том, что действия в соответствии с представленной выше точкой зрения приведут к спорам с налоговыми органами.


содержание


Вправе ли налогоплательщик применять общий режим налогообложения, если уведомление об отказе от УСН представлено в инспекцию с нарушением установленного срока ?



Письмо ФНС России от 10.10.2012 N ЕД-4-3/17109@

Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года. Для этого необходимо представить в инспекцию соответствующее уведомление и сделать это не позднее 15 января года, в котором предполагается отказ от УСН (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Правомерно ли применение общего режима налогообложения, если уведомление представлено с нарушением установленного срока или вовсе не подано в инспекцию?
В комментируемом Письме ФНС России разъяснила, что налогоплательщик, не известивший инспекцию об отказе от УСН в предписанный срок, не вправе применять общий (или любой другой) режим налогообложения до окончания налогового периода. Данный вывод обоснован необходимостью строгого соблюдения требований п. 6 ст. 346.13 НК РФ, несмотря на уведомительный характер предусмотренной Кодексом процедуры. Аналогичная точка зрения уже высказывалась ФНС России в Письме от 19.07.2011 N ЕД-4-3/11587 и УФНС России по г. Москве в Письме от 08.11.2011 N 16-15/107611@. Есть примеры судебных решений, соответствующие данной позиции. См. Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 11.01.2012 N А82-4483/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.10.2009 N А03-3115/2009, ФАС Уральского округа от 06.03.2009 N А71-4559/2008А31.
Однако следует отметить, что к ответу на поставленный вопрос возможен и иной подход. Он сформировался в судебной практике. Поскольку отказ от УСН носит уведомительный характер и принятие инспекцией какого-либо решения по итогам рассмотрения поданного заявления налоговым законодательством не предусмотрено, нарушение процедуры отказа не влияет на правомерность применения общего режима налогообложения. При этом важно, чтобы с начала календарного года налоговый учет фактически осуществлялся в соответствии с общим режимом налогообложения (см. Постановления ФАС Уральского округа от 09.10.2012 N А07-21078/2011, от 09.08.2012 N А07-21035/2011 (Определением ВАС РФ от 20.09.2012 N ВАС-11966/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), от 20.11.2006 N А76-51479/05, ФАС Центрального округа от 22.09.2010 N А48-673/2010).
Вторая из рассмотренных точек зрения допускает применение общего режима налогообложения, несмотря на нарушение порядка отказа от УСН. Однако в этом случае неизбежны споры с контролирующими органами, и свои права налогоплательщику, возможно, предстоит отстаивать в судебном порядке.


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта