Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 19.01.2011

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Новые правила исчисления НДПИ при добыче угля
- Должен ли предприниматель, применяющий специальные налоговые режимы, представлять доказательства использования имущества в предпринимательской деятельности ?


Новые правила исчисления НДПИ при добыче угля



Федеральный закон от 28.12.2010 N 425-ФЗ "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

28 декабря 2010 г. был принят Федеральный закон N 425-ФЗ. Он внес изменения в порядок налогообложения добычи угля. Новые правила будут применяться с 1 апреля 2011 г. Следует отметить, что поправки затронули не только налог на добычу полезных ископаемых, но и налог на прибыль. Рассмотрим основные изменения.

1. Установлены твердые ставки НДПИ для различных видов угля

Федеральный закон от 28.12.2010 N 425-ФЗ вводит твердые ставки НДПИ в отношении угля. Налоговая база теперь будет определяться исходя из количества добытого угля, а не его стоимости. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 338 НК РФ.
В отношении различных видов добытого угля установлены следующие налоговые ставки (новая редакция п. 2 ст. 342 НК РФ):
- 47 руб. за тонну антрацита;
- 57 руб. за тонну коксующегося угля;
- 11 руб. за тонну бурого угля;
- 24 руб. за тонну угля других видов.
Напомним, что сейчас ставка НДПИ составляет 4 процента стоимости добытого угля (п. 2 ст. 342 НК РФ).
Классификацию видов угля должно установить Правительство РФ (подп. 1.1 п. 2 ст. 337 НК РФ). Новые ставки будут ежеквартально корректироваться с помощью коэффициента-дефлятора, порядок определения которого введет Правительство РФ (абз. 37 п. 2 ст. 342 НК РФ). При этом ранее действовавшие коэффициенты будут последовательно перемножаться.

2. Установлен вычет, на который уменьшается сумма НДПИ при добыче угля

Сумма налога, исчисленного за налоговый период при добыче угля, подлежит корректировке. Ее можно будет уменьшить на понесенные в этом налоговом периоде расходы по обеспечению безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке (новая ст. 343.1 НК РФ). Перечень таких затрат, который необходимо зафиксировать в учетной политике, установит Правительство РФ (п. 5, 6 ст. 343.1 НК РФ). Он будет включать следующие расходы:
- материальные;
- на приобретение и создание амортизируемого имущества;
- на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.
Размер налогового вычета ограничен. Он определяется как произведение суммы НДПИ, исчисленного при добыче угля, и коэффициента Кт. Данный коэффициент будет зависеть от степени метанообильности участка недр, на котором ведется добыча угля, а также от склонности добываемого угля к самовозгоранию. Его значение, которое необходимо зафиксировать в учетной политике, не может превышать 0,3. Порядок определения этого коэффициента установит Правительство РФ (п. 3 ст. 343.1 НК РФ).
Если фактически расходы превышают сумму налогового вычета, то данное превышение учитывается при определении размера вычета в течение 36 налоговых периодов (три года) после периода, в котором данные расходы были понесены (п. 4 ст. 343.1 НК РФ).
Затраты, оставшиеся неучтенными в течение этого срока, признаются расходами по налогу на прибыль в следующем порядке. Материальные расходы учитываются равномерно в течение года после истечения 36-го налогового периода по НДПИ (подп. 1 п. 5 ст. 325.1 НК РФ). Расходы на приобретение и создание амортизируемого имущества, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств учитываются в порядке амортизации (подп. 2 п. 5 ст. 325.1 НК РФ). При этом первоначальная стоимость данных объектов уменьшается на сумму примененного вычета.
Отметим, что воспользоваться вычетом можно только в том периоде, по итогам которого налог исчислен к уплате (п. 7 ст. 343.1 НК РФ). Также необходимо обратить внимание на то, что сумма НДПИ в отношении угля исчисляется по каждому участку недр, на котором ведется добыча угля (п. 4 ст. 343 НК РФ). Кроме того, расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на определенном участке недр, должны учитываться обособленно от других расходов, связанных с освоением данного участка (п. 1 ст. 325.1 НК РФ).
Рассматриваемый Закон дает налогоплательщику право вместо применения вычета учесть расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, при исчислении налога на прибыль. В данном случае установленный п. 48.13 ст. 270 НК РФ запрет признания таких расходов не действует. Выбор налогоплательщика должен быть зафиксирован в учетной политике. Изменение порядка допускается не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 343.1 НК РФ).

содержание


Должен ли предприниматель, применяющий специальные налоговые режимы, представлять доказательства использования имущества в предпринимательской деятельности ?



Письмо Минфина России от 22.12.2010 N 03-05-04-01/57

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД), освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении объектов, используемых в предпринимательской деятельности. Это предусмотрено п. 3 ст. 346.1, п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ. Минфин России указывает, что основанием для использования указанного освобождения служат документы, подтверждающие фактическое использование имущества в предпринимательской деятельности. Такими документами, по мнению финансового ведомства, могут быть договор с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида деятельности.
Данная точка зрения изложена также в Письмах Минфина России от 18.01.2010 N 03-11-11/1, ФНС России от 04.08.2010 N ШС-17-3/847 и УФНС России по г. Москве от 12.03.2010 N 20-12/2/025850@. В Письме от 01.02.2010 N 03-05-04-01/06 Минфин России рекомендовал предпринимателям подавать подтверждающие документы с учетом срока, достаточного для того, чтобы налоговый орган мог исчислить налог на имущество физических лиц и до 1 августа направить налогоплательщику налоговое уведомление. С 1 января 2011 г. уведомление об уплате налога на имущество инспекция должна направлять физлицам не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ). А уплачивать налог на имущество физических лиц следует не позднее 1 ноября года, следующего за тем, за который исчислен налог (п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1).
В то же время арбитражные суды считают, что представлять документы, подтверждающие использование имущества в предпринимательской деятельности, предприниматель не обязан. Это мнение отражено, например, в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 14.04.2010 N А32-1886/2009-19/98, Восточно-Сибирского округа от 21.07.2009 N А19-18332/08.
Действительно, в п. 3 ст. 346.1, п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ говорится о том, что применение предпринимателем соответствующего спецрежима освобождает его от уплаты, в частности, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Однако ни в одной из глав Налогового кодекса РФ, регулирующих использование ЕСХН, УСН или ЕНВД, не упоминается о необходимости подтверждать право на такое освобождение документально. Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 также не определяет ни перечень таких документов, ни сроки их представления. В ст. 5 указанного Закона сказано, что лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Данное правило распространяется на льготы, предусмотренные ст. 4 этого Закона. Однако предприниматели, применяющие ЕСХН, УСН или ЕНВД, в числе льготников не значатся. Следовательно, они не обязаны подавать документы, подтверждающие использование имущества при осуществлении деятельности.
Вместе с тем отсутствие подтверждающих документов может повлечь споры с налоговыми органами. Поэтому во избежание возможных претензий предпринимателю целесообразно уточнить в инспекции перечень документов, необходимых для освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц, и представить их в налоговый орган.

содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта