Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 19.10.2011

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Должен ли налоговый орган предоставить проверяемому лицу время для ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля и подготовки возражений по ним ?
- Можно ли вернуть проценты, которые были начислены на сумму НДС, возмещенную в заявительном порядке, если отменено принятое по итогам камеральной проверки решение об отказе в возмещении ?


Должен ли налоговый орган предоставить проверяемому лицу время для ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля и подготовки возражений по ним ?



Письмо Минфина России от 26.09.2011 N 03-02-07/1-342

Налогоплательщик, в отношении которого проводилась проверка (его представитель), при несогласии с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, вправе в течение 15 дней со дня получения акта представить в инспекцию письменные возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ). Акт налоговой проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные налогоплательщиком возражения по указанному акту должен рассмотреть руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. Решение он должен принять в течение 10 дней со дня истечения пятнадцатидневного срока на представление проверяемым письменных возражений по акту проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Указанный десятидневный срок может быть продлен (в том числе согласно п. 6 ст. 101 НК РФ для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля), но не более чем на один месяц.
Как отметило финансовое ведомство, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения не только акта налоговой проверки и других ее материалов, но и материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ до вынесения указанного решения лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако в Налоговом кодексе РФ не установлен срок для такого ознакомления и подготовки проверяемым лицом мотивированных возражений по результатам дополнительных мероприятий.
Несмотря на это, Минфин России указал, что право налогоплательщика на ознакомление с указанными материалами и подготовку возражений обеспечивается соответствующей обязанностью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Поэтому по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен отвести проверяемому лицу срок для ознакомления с данными материалами, учитывая фактические обстоятельства (в частности, количество этих материалов и их объем). Кроме того, финансовое ведомство отметило, что при отсутствии письменных возражений налогоплательщик (его представитель) вправе давать свои объяснения на любой стадии рассмотрения материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Аналогичная точка зрения отражена в Письме Минфина России от 18.02.2011 N 03-02-07/1-58. Вместе с тем, ранее финансовое ведомство приходило к выводу, что налогоплательщику должна быть обеспечена возможность представления, в том числе в письменной форме, возражений по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля (Письмо Минфина России от 19.06.2009 N 03-02-07/1-321).
На практике рассматриваемый вопрос приводит к спорам об отмене решения налогового органа со ссылкой на нарушение процедуры принятия решения. Однако единого подхода к данной проблеме у арбитражных судов не сложилось.
Некоторые суды не находят оснований для отмены решений инспекций в случаях, когда налогоплательщики были ознакомлены с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля и в тот же день налоговый орган принял решение. Кроме того, суды указывают, что при рассмотрении результатов дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщики имеют возможность давать пояснения и заявлять ходатайства. См., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.06.2011 N А44-4041/2010, ФАС Дальневосточного округа от 11.04.2011 N Ф03-8474/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.04.2011 N А27-9400/2010.
Другие арбитражные суды признают решения инспекций незаконными, поскольку налогоплательщикам не было предоставлено достаточно времени для подготовки возражений по результатам дополнительных мероприятий (например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.08.2011 N А32-54986/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2011 N А10-3030/2010, ФАС Поволжского округа от 04.03.2010 N А12-10802/2009).
Следовательно, после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция должна обеспечить проверяемому лицу возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий, знакомиться со всеми материалами дела и предоставлять объяснения (п. п. 2, 14 ст. 101 НК РФ). Если у налогоплательщика недостаточно времени для подготовки письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, он вправе давать объяснения при рассмотрении результатов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). Кроме того, налогоплательщик может ходатайствовать об отложении рассмотрения материалов проверки и о выделении ему дополнительного времени на ознакомление с результатами дополнительных мероприятий и представление возражений.

содержание


Можно ли вернуть проценты, которые были начислены на сумму НДС, возмещенную в заявительном порядке, если отменено принятое по итогам камеральной проверки решение об отказе в возмещении ?



Письмо Минфина России от 27.09.2011 N 03-07-08/281

следующие лица:
- организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующих году обращения за возмещением НДС в заявительном порядке, составляет не менее 10 млрд руб. (без учета НДС, уплаченного в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента (подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ));
- организации и предприниматели, предоставившие банковскую гарантию, согласно которой банк обязуется уплатить НДС, излишне полученный налогоплательщиком в результате возмещения налога в заявительном порядке (подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
Если налогоплательщику было отказано в возмещении НДС, то он обязан вернуть суммы, излишне полученные в заявительном порядке. На данные суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).
Решение налогового органа об отказе в возмещении НДС, принятое по результатам камеральной проверки, может быть отменено вышестоящим налоговым органом. В этом случае суммы налога возвращаются налогоплательщику как излишне взысканные (ст. 79 НК РФ). Распространяется ли это правило на проценты, начисленные в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ?
В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что налоговое и бюджетное законодательство РФ не устанавливает порядок возврата указанных процентов.
Действительно, это так. Однако это не означает, что налогоплательщик не может вернуть эти средства. Дело в том, что начисление процентов, предусмотренных п. 17 ст. 176.1 НК РФ, обусловлено фактом использования налогоплательщиком бюджетных средств. Поскольку решение об отказе в возмещении суммы налога было отменено, указанный факт использования налогоплательщиком бюджетных средств отсутствовал, а значит, проценты были начислены без законных оснований.
Кроме того, в случае отмены решения об отказе в возмещении НДС, принятого по результатам камеральной проверки, неправомерно и вынесенное на его основании требование о возврате суммы возмещения и процентов.
Следует отметить, что возвращать проценты налогоплательщику придется скорее всего в судебном порядке.

содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта