Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 21.05.2014

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- ФНС высказалась в отношении порядка учета отрицательных суммовых разниц по займу.
- Применение Налогового кодекса РФ в Крыму и Севастополе: общие вопросы и вычет НДС.


ФНС высказалась в отношении порядка учета отрицательных суммовых разниц по займу.



Письмо ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8188@.

Если организация получает в рублях заем, сумма которого выражена в иностранной валюте, то весьма вероятно, что на дату возврата займа в рублях у данного налогоплательщика появится разница между величиной полученных денежных средств и отданной суммой. В рассматриваемом Письме ФНС России называет разницу, возникающую из-за изменения курса иностранной валюты, суммовой и разъясняет порядок ее учета, если она отрицательная. Следует отметить, что такая разница может возникнуть и при выплате в рублях процентов по долговому обязательству, сумма которых также выражена в иностранной валюте.
Как указало налоговое ведомство, в ст. 269 НК РФ установлен единственный случай, когда проценты вместе с суммовыми разницами нормируются, - отсутствие долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях. В остальных ситуациях в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и позицией Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 06.11.2012 N 7423/12, налогоплательщик вправе учесть отрицательную суммовую разницу, которая возникает по основной сумме долга, в полном объеме.
В рассматриваемом Письме содержится четкий вывод только в отношении так называемых отрицательных суммовых разниц по основной сумме займа в случае, когда в одном квартале выданы и иные долговые обязательства на сопоставимых условиях: указанные суммовые разницы учитываются в составе расходов в полном объеме.
Что же касается ситуации, когда указанные долговые обязательства отсутствуют, то неясно, какие именно суммовые разницы имела в виду ФНС России. Если разъяснения о необходимости нормирования относились ко всем суммовым разницам по долговым обязательствам (т.е. как по основному долгу, так и по процентам), то для суммовых разниц по основному долгу такая позиция противоречит выводам Президиума ВАС РФ. В упомянутом Постановлении указано, что разницу, возникающую при изменении курса иностранной валюты на день получения займа и дату погашения основной суммы долга, следует рассматривать как суммовую. Эта разница не может быть отнесена к процентам по долговым обязательствам, поскольку не является заранее заявленным доходом. Следовательно, положения ст. 269 НК РФ, ограничивающие возможность признания процентов расходами, на суммовые разницы по основной сумме займа не распространяются. Президиум ВАС РФ не уточняет, были ли в рассмотренном деле долговые обязательства, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях. Можно сделать вывод, что позиция суда затрагивает суммовые разницы по основной сумме долга в любом случае.
Однако разъяснения ФНС России о нормировании могут касаться суммовых разниц в отношении процентов по займам (кредитам и т.д.) в случае отсутствия иных долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях. В такой ситуации позиция ФНС России основана на абз. 4 п. 1 и п. 1.1 ст. 269 НК РФ. В данных нормах указано, что при отсутствии в том же квартале долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика проценты (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных единицах) учитываются в размере, не превышающем ставку рефинансирования, увеличенную в 1,1 раза (по 31 декабря 2014 г. - в 1,8 раза), для обязательств в рублях и 15 процентов (по 31 декабря 2014 г. - произведения учетной ставки и коэффициента 0,8) для обязательств в иностранной валюте.
Следует обратить внимание, что позиция Минфина России по данному вопросу однозначна в отношении суммовых разниц как по основному долгу, так и по процентам: возникающие из-за изменения курса суммы относятся к плате за пользование займом и нормируются с учетом положений ст. 269 НК РФ. Подборку разъяснений финансового ведомства см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Напомним, что согласно внесенным изменениям с 1 января 2015 г. из Налогового кодекса РФ исключено понятие суммовых разниц. С указанной даты подобные суммы будут признаваться курсовыми разницами и учитываться соответственно (см. выпуск обзора от 23 апреля 2014 г.).
Подробнее о порядке расчета размера предельных расходов в виде процентов по займам, кредитам и прочим долговым обязательствам см. в Практическом пособии по налогу на прибыль.


содержание


Применение Налогового кодекса РФ в Крыму и Севастополе: общие вопросы и вычет НДС.



Письмо Минфина России от 29.04.2014 N 03-07-15/20060 (направлено Письмом ФНС России от 07.05.2014 N ГД-4-3/8785),
Письмо ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8231@,
Письмо ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8232@.


Для новых субъектов РФ - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - с 18 марта 2014 г. до 1 января 2015 г. установлен переходный период, который обеспечит их интеграцию в том числе в правовую и финансовую сферы России. Подробнее об отдельных моментах применения российского законодательства в Крыму и Севастополе в указанный период см. в выпусках обзора от 2 апреля, 16 апреля, 8 мая и от 15 мая 2014 г.
Рассмотрим новые разъяснения компетентных органов.

Налогоплательщики применяют Налоговый кодекс РФ с даты внесения сведений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)

ФНС России разъяснила, что в переходный период налогоплательщики Крыма и Севастополя с даты внесения сведений о них в ЕРГЮЛ или ЕГРИП применяют российское законодательство о налогах и сборах (за исключением положений, касающихся госпошлины и земельного налога). Такая норма закреплена в п. 21 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период (утв. Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14; далее - Положение) и в ст. 18 Закона г. Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС (далее - Закон г. Севастополя). При этом по общему правилу, установленному согласно п. 1 Положения и ст. 1 Закона г. Севастополя, на территории Крыма и Севастополя до 2015 г. применяется налоговое законодательство, действовавшее по состоянию на 17 марта и 21 февраля 2014 г. соответственно. Иное может быть предусмотрено нормативными правовыми актами указанных субъектов РФ.
Кроме того, налоговое ведомство отметило, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе перейти на УСН с даты постановки на учет в инспекции в порядке, определенном гл. 26.2 НК РФ. Таким образом, из системного толкования Писем ФНС России можно сделать вывод, что налогоплательщики Крыма и Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), вправе применять данный спецрежим как вновь созданные организации (вновь зарегистрированные предприниматели) с даты внесения информации в соответствующий реестр.

Вычет НДС по Налоговому кодексу РФ можно получить на основании налоговых накладных

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, вправе до 2015 г. принимать НДС к вычету на основании налоговых накладных, выставленных плательщиками данного налога, которые на основании Положения и Закона г. Севастополя применяют законодательство Украины. Такую точку зрения высказал Минфин России.
Финансовое ведомство сослалось на то, что по общему правилу в переходный период организации и предприниматели Крыма и Севастополя применяют украинское законодательство о налогах и сборах (п. 1 Положения и ст. 1 Закона г. Севастополя). В соответствии с нормами Налогового кодекса Украины при поставке товаров (услуг), а также при получении авансов продавец выставляет налоговую накладную, а не счет-фактуру, как это предусмотрено российским законодательством. Поскольку особенных положений нормативными правовыми актами Крыма и Севастополя не установлено, Минфин России разрешил использовать налоговые накладные как основание для применения вычета НДС.


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта