Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 23.01.2013

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Положения Налогового кодекса РФ о корректировочных счетах-фактурах не распространяются на случаи предоставления покупателю премии за покупку определенного количества товара без изменения его цены.
- Каким образом организация может учесть в расходах затраты на тестирование и выбор рекламной концепции ?


Положения Налогового кодекса РФ о корректировочных счетах-фактурах не распространяются на случаи предоставления покупателю премии за покупку определенного количества товара без изменения его цены.



Решение ВАС РФ от 11.01.2013 N 13825/12

В коммерческой деятельности широко распространена практика, когда продавцы стимулируют покупателей премиями за приобретение определенного количества товаров. Такие премии предоставляются с совокупной цены товаров, поставленных в течение определенного периода времени, без изменения цены единицы товара и его количества, поэтому налогоплательщики сталкиваются с затруднениями при оформлении корректировочного счета-фактуры. Дело в том, что действующие правила его составления предполагают оформление отдельных корректировочных счетов-фактур к каждому ранее выставленному счету-фактуре, а не выставление единого корректировочного счета-фактуры с совокупными показателями поставок. В связи с этим группа налогоплательщиков обратилась в ВАС РФ с заявлением о признании недействующим п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 в части утверждения формы корректировочного счета-фактуры и правил его заполнения.

- Требования налогоплательщиков

По мнению заявителей, в силу положений гл. 21 НК РФ показатели корректировочного счета-фактуры должны носить универсальный характер. Другими словами, они должны допускать возможность заполнения такого счета-фактуры во всех случаях изменения совокупной стоимости реализованных товаров - как при изменении цены единицы товара или его количества, так и при предоставлении премий. На это, в частности, указывает формулировка абз. 3 п. 3 ст. 168 НК РФ, которая относит изменение цены товара и его количества к случаям изменения стоимости отгруженных товаров. Действующие же правила составления корректировочных счетов-фактур подлежат применению лишь для указанных частных случаев и не учитывают ситуации, когда совокупная стоимость отгруженных товаров изменяется в связи с предоставлением премий. Тем самым создаются препятствия для реализации права на налоговые вычеты, предоставляемые при уменьшении совокупной стоимости отгруженных товаров (п. 13 ст. 171 НК РФ).
Кроме того, по мнению заявителей, Правительство РФ, утвердив форму корректировочного счета-фактуры и правила его заполнения, вышло за рамки своих полномочий, поскольку согласно п. 8 ст. 169 НК РФ Правительство РФ вправе устанавливать форму и правила заполнения первичного счета-фактуры, а не корректировочного.

- Позиция ВАС РФ

ВАС РФ отказал в удовлетворении заявленных требований и указал на следующие обстоятельства. Действительно, положения Налогового кодекса РФ о корректировочных счетах-фактурах относят случаи изменения цены единицы товара и его количества к частным случаям изменения стоимости отгруженных товаров. В то же время правила составления корректировочных счетов-фактур рассчитаны исключительно на случаи изменения цены и уточнения количества товара. Однако данное обстоятельство, по мнению ВАС РФ, не свидетельствует о несоответствии формы корректировочного счета-фактуры и правил его составления положениям Налогового кодекса РФ.
Напомним, что разница между суммами НДС, исчисленными со стоимости отгруженных товаров до предоставления скидки и после него, принимается поставщиком к вычету на основании корректировочного счета-фактуры (п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ).
По мнению ВАС РФ, нормы Налогового кодекса РФ о корректировочном счете-фактуре рассчитаны именно на случай изменения цены товара. Это связано с тем, что данная ситуация, а также случай с изменением количества отгруженных товаров являются единственными, которые определены в налоговом законодательстве. Положений о премиях, предоставляемых продавцом покупателю без изменения цены в случае приобретения определенного количества товара, гл. 21 НК РФ не содержит. Следовательно, положения Налогового кодекса РФ о корректировочных счетах-фактурах (об их выставлении, применении вычетов) не применяются в случае изменения совокупной стоимости отгруженных товаров при предоставлении премии покупателю за приобретение определенного количества товара.
Что касается довода о превышении Правительством РФ своих полномочий при утверждении корректировочного счета-фактуры и правил его составления, то ВАС РФ указал, что Правительство РФ вправе утверждать все счета-фактуры, упоминаемые в гл. 21 НК РФ. Свою позицию ВАС РФ обосновал тем, что данное правомочие не предоставлено иным органам исполнительной власти.

- Корректировка налоговых обязательств по НДС с учетом Решения ВАС РФ

Итак, по мнению ВАС РФ, положения Налогового кодекса РФ о корректировочном счете-фактуре не распространяются на случаи, когда продавцы предоставляют покупателям премии за приобретение определенного количества товаров без изменения цены единицы товаров. В связи с этим возникает вопрос: корректируются ли налоговые обязательства поставщика в указанной ситуации?
Отметим, что налоговым законодательством не установлен порядок корректировки налоговой базы поставщика в случае предоставления премии за закупку определенного объема товара без изменения цены за его единицу.
Действующая редакция Налогового кодекса РФ разрешает уменьшить сумму НДС (путем применения налогового вычета) только на основании корректировочного счета-фактуры, который, как указал ВАС РФ в комментируемом Решении, не составляется в случае, если цена за единицу товара не меняется. Соответственно, вычет в такой ситуации невозможен.
В то же время к решению этого вопроса возможен и иной подход, который основан на судебной практике, сложившейся до введения в Налоговый кодекс РФ положений о корректировочных счетах-фактурах.
Так, ВАС РФ указывал на возможность уточнения базы по НДС у поставщика при предоставлении прогрессирующих стимулирующих премий за покупку определенного количества товара, размер которых рассчитывался в процентах от общей стоимости поставленных за определенный период товаров (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11637/11). Согласно этой позиции для уточнения налоговых обязательств поставщик может составить документ в произвольной форме. На основании данного документа, а также соглашения (договора), в котором предусмотрено предоставление премии за покупку определенного количества товара без изменения цены за его единицу, поставщик сможет уменьшить базу по НДС.
Следует отметить, что руководствоваться описанным альтернативным подходом рискованно. Могут возникнуть споры с налоговыми органами, судебные перспективы которых пока не ясны.


содержание


Каким образом организация может учесть в расходах затраты на тестирование и выбор рекламной концепции ?



Письмо Минфина России от 27.12.2012 N 03-03-06/1/72

30 декабря 2012 г. был опубликован Федеральный закон от 29.12.2012 N 276-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ. В частности, поправки затронули порядок расчета среднего дневного заработка для исчисления некоторых пособий. Федеральный закон от 29.12.2012 N 276-ФЗ, за исключением некоторых положений, вступил в силу со дня его официального опубликования. Рассмотрим изменения, которые наиболее существенны для работодателей.

Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Организация несет расходы на создание нескольких рекламных концепций для продвижения существующей на рынке продукции или запуска новой. Впоследствии эти рекламные концепции тестируются с участием потенциальных потребителей и выбирается вариант, признанный лучшим по отзывам респондентов, то есть наиболее успешный с точки зрения стимулирования спроса.
По мнению финансового ведомства, произведенные затраты организация не вправе учесть в расходах на рекламу на основании подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. Свою позицию оно аргументировало тем, что реклама - это информация, одной из характеристик которой является то, что она адресована неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"). Под "неопределенным кругом лиц" понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения при реализации объекта рекламирования. В Письме рассмотрена ситуация, при которой тестирование рекламной концепции проводится с участием потенциальных потребителей, то есть круг лиц ограничен. В связи с этим понесенные расходы не относятся к рекламным.
Кроме того, Минфин России указал, что данные затраты организация не может включить в расходы, связанные с текущим изучением (исследованием) конъюнктуры рынка, по подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Однако, по нашему мнению, такая позиция финансового ведомства не препятствует налогоплательщику учесть затраты на тестирование рекламной концепции в прочих расходах на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым. Для признания в целях налога на прибыль расходы должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ. Рассматриваемые затраты очевидно являются экономически обоснованными и связанными с деятельностью, направленной на получение дохода. Это следует, прежде всего, из самой цели создания рекламных концепций - продвижение уже существующей или запуск новой продукции. Само по себе тестирование концепций и выбор лучшей направлено на исследование потенциального спроса и его повышение среди потребителей. Таким образом, при надлежащем документальном подтверждении, на наш взгляд, затраты на тестирование рекламных концепций организация вправе учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако следует отметить, что финансовое ведомство может придерживаться иной точки зрения.


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта