Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 26.05.2010

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Новые правила трудовой деятельности иностранных мигрантов и налогообложения их доходов
- Нужно ли налогоплательщику при утрате в течение календарного года права на применение УСН уплачивать минимальный налог ?
- Можно ли применить расчетную ставку при определении суммы налога, подлежащего перечислению в случае утраты права на освобождение от уплаты НДС ?


Новые правила трудовой деятельности иностранных мигрантов и налогообложения их доходов.



Федеральный закон от 19.05.2010 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Многие налогоплательщики используют в предпринимательской деятельности труд иностранцев. Согласно действующему законодательству организации и предприниматели вправе принять на работу гражданина другой страны при наличии следующих обязательных документов: разрешения на привлечение и использование иностранных работников у организации; разрешения на работу у работника (ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Указанные документы выдаются территориальными органами Федеральной миграционной службы России в пределах квот, установленных Правительством РФ. Ограничения устанавливаются для защиты российских граждан от конкуренции в сфере трудоустройства со стороны дешевой иностранной рабочей силы. Получение разрешения на привлечение иностранных работников не требуется, если иностранец - гражданин страны, с которой у России установлен безвизовый режим (например, Таджикистан, Киргизия, Молдова и др.).
19 мая был принят Федеральный закон N 86-ФЗ (далее - Закон), которым были внесены изменения в порядок регулирования трудовой деятельности отдельных категорий иностранных граждан. Поправки затронули, в том числе, налогообложение доходов, полученных мигрантами. Закон вступает в силу с 1 июля 2010 г., за некоторыми исключениями (п. 1 ст. 9 Закона). О них будет сказано ниже. Рассмотрим основные изменения.


Ужесточение контроля за пребыванием в России иностранных работников

Для усиления контроля над трудовыми мигрантами, борьбы с преступностью в данной сфере Закон предусматривает следующие меры. Во-первых, будут проводиться обязательные фотографирование и дактилоскопия иностранцев, получающих разрешение на работу (пп. "г" п. 4 ст. 1 и ст. 3 Закона). Соответствующие поправки внесены в ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ и Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ. Данные изменения вступят в силу с 1 января 2013 г. (п. 2 ст. 9 Закона). Во-вторых, работодатель будет обязан уведомлять территориальный орган ФМС России о расторжении трудовых и гражданско-правовых договоров с иностранцами, а также о предоставлении им неоплачиваемых отпусков сроком более одного календарного месяца в течение года (новая редакция п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). На данный момент установлена лишь обязанность работодателя информировать ФМС о привлечении иностранной рабочей силы. В-третьих, будет введено новое основание для аннулирования разрешения на работу: заключение мигрантом трудового договора с работодателем, не представляющим налоговую отчетность в течение шести месяцев подряд (новый пп. 14 п. 9 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Высококвалифицированные иностранные специалисты

Закон ввел новую категорию трудовых мигрантов - высококвалифицированные специалисты (новая ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Это иностранные граждане, обладающие профессиональными знаниями и признанными достижениями в трудовой деятельности при условии, что их годовая заработная плата составит не менее 2 млн руб. Принять на работу высококвалифицированных специалистов смогут российские коммерческие компании, научные организации, образовательные учреждения и учреждения здравоохранения, а также филиалы иностранных юридических лиц, но только в том случае, если их в течение двух лет не штрафовали за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев. Квоты, установленные Правительством РФ и ограничивающие в России количество трудовых мигрантов, на высококвалифицированных специалистов распространяться не будут. Чтобы взять на работу такого сотрудника, организация должна подать в территориальный орган ФМС России ходатайство, трудовой договор, вступающий в силу с момента получения разрешения на работу, копию свидетельства из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Среди документов, прилагаемых к ходатайству, названо также письменное обязательство оплатить расходы, связанные с административным выдворением данного иностранца за пределы РФ. Закон устанавливает, что высококвалифицированный специалист и члены его семьи должны быть обязательно застрахованы по договору добровольного медицинского страхования (п. 14 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Разрешение на работу такому сотруднику выдается на срок действия трудового договора, но не более чем на три года. Срок действия разрешения можно неоднократно продлить. Пункт 3 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ устанавливает обязанность работодателя уведомлять территориальный орган ФМС о выплате зарплаты высококвалифицированному специалисту (один раз в квартал), о предоставлении ему неоплачиваемого отпуска сроком не менее одного календарного месяца, а также о расторжении трудового договора. В свою очередь для контроля ФМС будет запрашивать у налоговых органов сведения о начисленном и уплаченном НДФЛ с вознаграждения высококвалифицированного специалиста (п. 28 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Иностранцы, нанятые на работу физлицами для личных нужд

Установлены новые правила найма иностранцев, которых граждане планируют привлечь для работы, не связанной с предпринимательской деятельностью (новая ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Теперь физлицо, подыскивающее себе помощника по хозяйству, няню, домработницу, вправе взять на работу иностранца, если у того есть специальный патент. Этот документ могут получить граждане стран, с которыми у РФ установлен безвизовый режим. Патент выдается территориальным органом ФМС России на срок от одного до трех месяцев с возможностью продления. Выдача такого документа заменяет получение иностранцем разрешения на работу. Однако права на трудоустройство в организации или у предпринимателя он не дает (п. 10 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Отметим, что на таких помощников квоты, ограничивающие количество иностранных работников в стране, не распространяются. В случае отсутствия патента оштрафуют как иностранца, так и его работодателя, поскольку за данное нарушение законом введена административная ответственность (ст. 6 Закона). Согласно новой редакции ст. 18.10 и 18.15 КоАП РФ штраф составит от 2 до 5 тыс. руб. для обоих нарушителей. Кроме того иностранца могут выдворить за пределы РФ.

Налогообложение доходов высококвалифицированных специалистов и мигрантов, нанятых физлицами для личных нужд

Закон установил новые правила налогообложения доходов высококвалифицированных специалистов и работников, нанятых гражданами для личных нужд. Ставка НДФЛ в отношении заработной платы указанных лиц составит 13 процентов независимо от их налогового статуса (резидент или нерезидент РФ). Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 224 НК РФ.
Как указывалось выше, иностранцы, помогающие физлицам, должны приобрести патент. Стоимость этого патента представляет собой фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, размер которого составляет 1000 руб. в месяц (новая ст. 227.1 НК РФ). Данный платеж необходимо перечислить по месту жительства или месту пребывания иностранца до дня начала срока, на который выдается патент. По итогам налогового периода иностранный работник самостоятельно определяет общую сумму НДФЛ. Если она оказалась больше уплаченных авансовых платежей, он обязан перечислить разницу в бюджет до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228, п. 5 ст. 227.1 НК РФ), и подать декларацию не позднее 30 апреля этого же года (п. 1 ст. 229, пп. 1 п. 6 ст. 227.1 НК РФ). Если же итоговая сумма НДФЛ оказалась ниже перечисленных авансовых платежей, то переплата не возвращается и налоговую декларацию подавать не нужно (п. 5, п. 6 ст. 227.1 НК РФ). Также мигрант обязан подать декларацию, если он до окончания налогового периода уезжает из России, а подлежащий уплате налог оказался выше перечисленных платежей, и если патент аннулирован (пп. 2, 3 п. 6 ст. 227.1 НК РФ). Размер фиксированного авансового платежа будет индексироваться на коэффициент-дефлятор (п. 3 ст. 227.1 НК РФ).
В соответствии с п. 3 и 4 ст. 9 Закона изменения, касающиеся налогообложения доходов иностранных трудовых мигрантов, вступят в силу со дня официального опубликования и будут применяться с 1 июля 2010 г., за исключением правил индексации стоимости патента. Коэффициент-дефлятор будет использоваться с 2012 г. (п. 5 ст. 9 Закона). Закон был опубликован в "Российской газете", N 109, 21.05.2010.

В итоге:
- С 1 июля 2010 г. организации, принявшие на работу иностранных высококвалифицированных специалистов, обязаны будут удерживать с их дохода НДФЛ по ставке 13 процентов, независимо от налогового статуса специалистов.
- С 1 июля 2010 г. граждане иностранного государства, с которым у РФ установлен безвизовый режим, принятые на работу физлицами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, уплачивают НДФЛ в особом порядке при получении патента.

содержание


Нужно ли налогоплательщику при утрате в течение календарного года права на применение УСН уплачивать минимальный налог ?



Письмо ФНС России от 10.03.2010 N 3-2-15/12@

Налогоплательщики, нарушившие условия применения УСН в течение календарного года, утрачивают право на использование данного спецрежима с начала того квартала, в котором допущено несоответствие установленным требованиям (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). Такие налогоплательщики должны перейти на общий режим налогообложения. Плательщики УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, согласно п. 6 ст. 346.18 НК РФ обязаны уплачивать минимальный налог, если за год сумма налога, исчисленного в общем порядке, оказалась меньше одного процента полученных доходов. Следует ли рассчитывать и уплачивать минимальный налог по итогам отчетного периода, в котором утрачено право на применение УСН?
ФНС России разъяснила, что для налогоплательщиков, потерявших право на применение УСН в течение календарного года, последний отчетный период по единому налогу по сути является налоговым периодом, поэтому если сумма рассчитанного налога окажется меньше установленного лимита, то в этом случае нужно уплатить минимальный налог. Причем в рассматриваемом письме отмечено, что гл. 26.2 НК РФ не установлено особенностей изменения продолжительности налогового периода. Значит, минимальный налог перечисляется в общеустановленный срок, т.е. организациями до 31 марта, а предпринимателями до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, п. п. 1, 2 ст. 346.23 НК РФ). Данный подход подтвержден в Постановлении ФАС Уральского округа от 20.09.2006 N Ф09-8264/06-С1.
Следует отметить, что Минфин России (Письма от 19.10.2006 N 03-11-05/234, от 08.06.2005 N 03-03-02-04/1-138, от 24.05.2005 N 03-03-02-04/2/10) также придерживается позиции, что в данной ситуации налогоплательщики должны перечислить минимальный налог, но в срок, установленный для уплаты авансового платежа, т.е. до 25 числа месяца, следующего за последним отчетным периодом (абз. 2 п. 7 ст. 346.21 НК РФ). По мнению финансового ведомства, для налогоплательщиков, утративших право на применение УСН в течение календарного года, налоговым периодом также признается отчетный период, предшествующий кварталу, с которого произошел возврат на общий режим. Некоторые арбитражные суды согласны с такой точкой зрения (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2007 N А39-3417/2006 (Определением ВАС РФ от 31.10.2007 N 14049/06 в передаче дела в Президиум отказано), ФАС Уральского округа от 18.08.2009 N Ф09-5884/09-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2008 N А33-9924/07-Ф02-1229/08, от 26.07.2006 N А33-33645/05-Ф02-3653/06-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.04.2007 N Ф04-2468/2007(33683-А70-7) (Определением ВАС РФ от 17.08.2007 N 9993/07 передаче дела в Президиум отказано)).
Однако есть иное мнение по данному вопросу: налогоплательщики, утратившие право на применение УСН (объект - "доходы минус расходы") в течение календарного года, могут не уплачивать минимальный налог, если сумма единого налога за отработанный на УСН период меньше одного процента дохода. Объясняется это тем, что для целей применения УСН налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев (ст. 346.19 НК РФ). Минимальный налог исчисляется и уплачивается именно по итогам налогового периода (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Налоговым кодексом РФ не установлено оснований для перечисления минимального налога по итогам последнего отчетного периода при возврате с УСН на общий режим в течение календарного года. В Постановлении ФАС Центрального округа от 27.04.2009 N А54-3070/2008-С3 указано, что в Налоговом кодексе РФ возможность изменения продолжительности налогового периода предусмотрена только в случае ликвидации и реорганизации организации (ст. 55 НК РФ). Вывод о том, что минимальный налог может быть исчислен только по итогам года, также содержится в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2008 N Ф04-4734/2008(9228-А67-3), от 16.11.2007 N Ф04-7185/2007(39233-А45-7), ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2009 N А66-4521/2009, от 10.09.2007 N А26-751/2007.

Итого:
Если у налогоплательщика, который утратил право на применение УСН в течение календарного года, сумма единого налога, исчисленного в общем порядке за период, отработанный на УСН, меньше суммы минимального налога, то он может:
1) перечислить минимальный налог в срок, предусмотренный для уплаты единого налога по итогам календарного года, т.е. до 31 марта следующего года - для организаций и до 30 апреля следующего года - для предпринимателей;
2) уплатить минимальный налог по окончании последнего отчетного периода по УСН в срок, установленный для авансовых платежей, т.е. до 25 числа следующего месяца;
3) не уплачивать минимальный налог.
Поскольку ни контролирующие ведомства, ни арбитражные суды не придерживаются единого подхода по рассматриваемому вопросу, то претензии со стороны налоговых органов могут быть в любом случае. Однако последний предложенный вариант наиболее рискован и при его выборе налогоплательщику следует приготовиться отстаивать свою точку зрения в суде.

содержание


Можно ли применить расчетную ставку при определении суммы налога, подлежащего перечислению в случае утраты права на освобождение от уплаты НДС ?



Письмо Минфина России от 06.05.2010 N 03-07-14/32

В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ организации и предприниматели вправе применять освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Если в течение трех календарных месяцев выручка от реализации товаров превысила 2 млн руб., налогоплательщики утрачивают данное право начиная с месяца, в котором произошло данное событие (п. 5 ст. 145 НК РФ). При этом организации и предприниматели обязаны уплатить НДС со всех проданных товаров после даты прекращения применения освобождения. В такой ситуации налогоплательщики сталкиваются со следующим вопросом. Каким образом необходимо исчислить сумму НДС в отношении проданных товаров: сверх цены или из цены совершенных сделок?
В рассматриваемом письме Минфин России разъяснил, что налогоплательщик обязан уплатить НДС по ставке 18 процентов с реализованных с момента утраты права на освобождение товаров, то есть сверх цены сделок. Обоснована данная точка зрения следующим образом. Налоговый кодекс РФ не содержит каких-либо особенностей определения налоговой базы при реализации товаров за месяц, в котором выручка превысила установленное ограничение. Следовательно, база по НДС определяется в общем порядке исходя из стоимости реализованных товаров, без учета НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Также ст. 164 НК РФ не предусматривает возможности применения расчетной ставки в отношении товаров, проданных в месяце утраты освобождения. Данный подход подтверждается в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 12.05.2009 N А28-4533/2008-107/29. Отметим, что в такой ситуации на местах контролирующие органы рекомендуют налогоплательщикам перечислять НДС либо за счет покупателей, предварительно предложив им доплатить сумму налога, либо за свой счет.
Однако по данному вопросу возможна и иная точка зрения. Налогоплательщик вправе определить сумму НДС из цены сделок, применив расчетную ставку. Именно такого подхода придерживается большинство судов, которые исходят из того, что НДС - это косвенный налог (См. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.05.2009 N Ф04-3112/2009(7389-А46-27), ФАС Уральского округа от 04.06.2008 N Ф09-3975/08-С2, от 06.06.2007 N Ф09-4287/07-С2).
Таким образом, организации и предприниматели, утратившие право на освобождение, обязаны уплатить НДС с реализованных товаров начиная с месяца, в котором выручка превысила 2 млн руб. При этом сумма налога определяется исходя из цены сделок с помощью расчетной ставки. Следует отметить, что данную точку зрения необходимо будет отстаивать в суде.

содержание

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта