Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 31.07.2013

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- С 1 января 2014 г. изменится порядок определения размера пенсионных взносов, уплачиваемых предпринимателями, адвокатами и нотариусами за себя.
- Обязан ли налоговый орган направить документы в следственные органы в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ, если суд приостановил исполнение решения инспекции и соответствующего требования об уплате налога ?


С 1 января 2014 г. изменится порядок определения размера пенсионных взносов, уплачиваемых предпринимателями, адвокатами и нотариусами за себя.



Федеральный закон от 23.07.2013 N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

24 июля 2013 г. на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru был размещен Федеральный закон от 23.07.2013 N 237-ФЗ (далее - Закон N 237-ФЗ). В соответствии с данным нормативным правовым актом изменен порядок определения фиксированного размера пенсионных взносов для предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой. Теперь размер взносов будет определяться в зависимости от дохода, получаемого самозанятыми лицами. Закон N 237-ФЗ вступит в силу 1 января 2014 г. Рассмотрим данные поправки подробнее.

- Порядок определения размера пенсионных взносов

Согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ фиксированный размер пенсионных взносов, перечисляемых предпринимателями, адвокатами и нотариусами, определяется исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа. Напомним, что за 2013 г. такие лица должны уплатить в ПФР за себя 32 479 руб. 20 коп. Данная сумма не меняется в зависимости от величины полученного дохода.
С 1 января 2014 г. размер страхового взноса, перечисляемого в ПФР самозанятыми гражданами за себя, будет определяться в зависимости от того, превысила ли величина доходов пороговую сумму в 300 000 руб.
Если доходы плательщика взносов за расчетный период не превышают указанную сумму, то в ПФР необходимо будет перечислить фиксированный платеж. В 2014 г. его размер будет определяться следующим образом:
- МРОТ (действующий на начало 2014 г.) x 12 x 26 процентов,
где:
МРОТ - минимальный размер оплаты труда, установленный на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы;
26 процентов - тариф пенсионных взносов, установленный п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, при условии, что на начало 2014 г. будет действовать МРОТ, установленный Федеральным законом от 03.12.2012 N 232-ФЗ, предпринимателям, нотариусам и адвокатам за 2014 г. необходимо будет перечислить за себя в ПФР 16 239 руб. 60 коп.
Если доходы плательщика взносов за расчетный период превысят 300 000 руб., то в ПФР необходимо будет перечислить указанный фиксированный платеж плюс 1 процент от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.
Следует отметить, что фиксированный платеж, как и ранее, перечисляется не позднее 31 декабря текущего расчетного периода. Сумму взносов, исчисленную с дохода, превышающего 300 000 руб., необходимо будет уплатить не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в новой редакции). Она направляется на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размерах, которые определяются пропорционально тарифам, установленным п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (новый п. 2.3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Обратим внимание, что общая сумма страховых взносов в ПФР, перечисляемых за себя плательщиками, доход которых превышает 300 000 руб., ограничена предельной величиной. Она рассчитывается исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного МРОТ, установленного на начало года, за который уплачиваются взносы, и тарифа, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (26 процентов). Таким образом, при условии, что на начало 2014 г. будет действовать МРОТ, установленный Федеральным законом от 03.12.2012 N 232-ФЗ, предпринимателям, нотариусам и адвокатам, доход которых превышает 300 000 руб., за 2014 г. в ПФР необходимо будет перечислить за себя не более 129 916 руб. 80 коп.
Следует отметить, что размер дохода плательщика взносов будет определяться по правилам Налогового кодекса РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик (общий режим, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН). Если применяется несколько режимов налогообложения, то доходы от деятельности следует суммировать. Данные правила установлены новой ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Учитывая новую формулу для расчета взносов, размер перечисляемых за себя в ПФР обязательных платежей повысится для предпринимателей и иных самозанятых лиц, доход которых за расчетный период составит 1 923 961 руб. и более.
Кроме того, согласно Закону N 237-ФЗ изменен и порядок расчета пенсионных взносов главами крестьянских фермерских хозяйств (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Напомним, что в 2013 г. они должны уплатить пенсионные взносы за себя и членов хозяйства, как и иные самозанятые лица, исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа. За 2014 г. фиксированный размер пенсионных взносов будет определяться как произведение однократного годового МРОТ, тарифа страховых взносов и количества членов хозяйства, включая его главу. Данный размер не будет зависеть от величины доходов хозяйства. Соответствующие изменения внесены в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

- Последствия непредставления налоговых деклараций на размер пенсионных взносов

Органы ПФР будут сопоставлять величину поступивших от предпринимателей и иных самозанятых лиц платежей с величиной их дохода. Информацию о доходах в ПФР будут передавать налоговые органы. Это касается как сведений, содержащихся в налоговых декларациях указанных лиц, так и данных, выявленных в рамках мероприятий налогового контроля. Соответствующие обязанности налоговых органов предусмотрены новыми ч. 9 и 10 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Если суммы поступивших платежей пенсионных взносов не будут соответствовать сведениям о доходах, то есть будут уплачены в меньшем размере, чем следует, то органы ПФР направят таким самозанятым лицам требование об уплате недоимки, пеней и штрафов (новая ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Если же плательщик взносов не представит налоговую отчетность в инспекцию до окончания расчетного периода и в связи с этим у органов ПФР не будет информации о доходах такого лица, то взносы за соответствующий расчетный период будут взысканы в фиксированном размере. Данный фиксированный размер определяется исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного размера МРОТ и страхового тарифа. При условии что на начало 2014 г. будет действовать МРОТ, установленный Федеральным законом от 03.12.2012 N 232-ФЗ, с плательщика будет взыскано 129 916 руб. 80 коп. независимо от фактического размера его дохода.


содержание


Обязан ли налоговый орган направить документы в следственные органы в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ, если суд приостановил исполнение решения инспекции и соответствующего требования об уплате налога ?



Письмо Минфина России от 01.07.2013 N 03-02-08/25039.

Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ инспекция обязана направить материалы в следственные органы, если налогоплательщик в течение двух месяцев со дня истечения срока, указанного в требовании, не погасит недоимку по налогам (пеням, штрафам), размер которой позволяет предполагать факт совершения преступления. На исполнение данной обязанности согласно Налоговому кодексу РФ предусматривается 10 дней с даты выявления такой неуплаты.
Минфин России разъяснил, что этот десятидневный срок не продлевается в случае принятия судом обеспечительных мер в виде приостановления действия решения инспекции о привлечении к ответственности. Аналогичное мнение высказывала ранее ФНС России (см. Письма от 29.12.2011 N АС-4-2/22500, от 11.10.2011 N АС-4-2/16795).
Следует, однако, обратить внимание на разъяснения ВАС РФ, согласно которым под приостановлением действия ненормативного правового акта (в рассматриваемом случае - решения о привлечении к ответственности) понимается запрет исполнения мероприятий, предусмотренных этим актом (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55).
Таким образом, на период действия принятых судом обеспечительных мер приостанавливается исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате недоимки по налогу, пеней и штрафов, указанных в требовании. А значит, в данный период у инспекции отсутствует обязанность по направлению материалов в следственные органы. Этим руководствуются и арбитражные суды, признавая действия налогового органа в подобных ситуациях неправомерными (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 10.04.2013 N А57-16464/2012, ФАС Уральского округа от 01.10.2012 N А71-10637/11, ФАС Московского округа от 29.04.2011 N А40-92492/10-112-479). Необходимо отметить, что ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 02.07.2013 N А46-30437/2012 хотя и пришел к выводу об отсутствии у инспекции основания для направления материалов в следственные органы, но требования налогоплательщика о признании этих действий незаконными не удовлетворил. Суд указал, что само по себе направление материалов в следственные органы не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку не накладывает на него дополнительных обязанностей и не предрешает вопрос о возбуждении уголовного дела.


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта