Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 01.04.2009

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

Каким способом налогоплательщик может передавать в инспекцию декларации в электронном виде?
Нужно ли комплекты товаров, состоящие из детских игрушек и кондитерских изделий, облагать НДС по ставке 18 процентов?
Постановка на учет в исполнительном органе ФСС: с какого момента обособленное подразделение считается созданным?


Каким способом налогоплательщик может передавать в инспекцию декларации в электронном виде?
Название документа:
Письмо Минфина России от 10.03.2009 N 03-02-07/1-119

Комментарий:
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация - это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. В инспекцию декларация подается по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые должны прилагаться к ней в соответствии с НК РФ (абз. 1 п. 3 ст. 80). Причем налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации с численностью сотрудников выше указанного предела должны представлять декларации только в электронном виде (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ). Финансовое ведомство отметило, что эта обязанность считается исполненной, если соответствующие данные переданы с использованием телекоммуникационных каналов связи. Связано это с тем, что п. 4 ст. 80 НК РФ предусматривает следующее: Минфин должен определить порядок представления декларации в электронном виде. До момента его утверждения действует Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (ст. 78 Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ). В соответствии с п. 5 разд. I указанного Порядка подача декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи производится через специализированного оператора связи. Именно поэтому, как считает Минфин, представить декларацию в электронном виде без использования телекоммуникационных каналов связи нельзя.
Однако данная позиция является спорной по следующим основаниям.
Во-первых, п. 4 указанного Порядка (утв. Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169) установлено, что передача декларации по телекоммуникационным каналам связи осуществляется при наличии у налогоплательщика и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки. Соответственно, если таковых нет, налогоплательщик должен подать декларацию в электронном виде иным способом, поскольку эта обязанность с него не снимается.
Во-вторых, пп. "а" п. 25 ст. 54 Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ полномочия по утверждению Порядка представления декларации в электронном виде переданы Минфину. Действительно, ст. 78 этого Закона предусмотрено, что до утверждения Минфином указанного Порядка следует руководствоваться Порядком, утвержденным ранее МНС России. Однако Приказ МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 регулирует только один из способов представления декларации в электронном виде - посредством телекоммуникационных каналов связи, подачи же декларации иным способом он не предусматривает. Таким образом, в настоящее время нет нормативно-правового акта, устанавливающего порядок подачи декларации в электронном виде, как того требует абз. 4 п. 4 ст. 80 НК РФ.
В-третьих, в рассматриваемой ситуации арбитражные суды отмечают, что согласно абз. 1 п. 3 ст. 80 НК РФ декларация в электронном виде подается по установленным форматам. Такой Формат утвержден Приказом МНС России от 22.12.2003 N БГ-3-13/705@, в котором указано, что данные в декларации представляются в виде текстовых файлов с кодировкой DOS, передающихся на магнитном носителе (дискете) или по каналам связи. Кроме того, суды отмечают, что действующим законодательством о налогах и сборах установлена безусловная обязанность налогоплательщиков (среднесписочная численность работников которых свыше 100 человек) представлять декларации в электронном виде, но не предусмотрен способ, посредством которого они могут быть направлены в инспекцию (Постановления ФАС Поволжского округа от 22.07.2008 N А55-15020/07, от 17.07.2008 N А55-17524/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07).
Таким образом, передача декларации по телекоммуникационным каналам связи не является единственным способом ее представления в электронном виде, поскольку Налоговый кодекс РФ такого требования не содержит. Следовательно, подавать декларацию в электронном виде можно и на любом ином носителе (дискете, CD-диске, flash-карте).
В заключение следует отметить, что нельзя привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ за направление декларации не по телекоммуникационным каналам связи, а на ином носителе, поскольку данная норма предусматривает ответственность только за непредставление декларации в установленный законом срок. Этот вопрос уже рассматривался в обзоре Новые документы для бухгалтера (см. выпуски от 06.02.2008 и от 19.01.2007).

содержание



Нужно ли комплекты товаров, состоящие из детских игрушек и кондитерских изделий, облагать НДС по ставке 18 процентов?
Название документа:
Письмо Минфина России от 11.03.2009 N 03-07-07/17

Комментарий:
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ игрушки для детей облагаются НДС по ставке 10 процентов. Причем если игрушки продаются в комплекте с кондитерскими изделиями, то применяется ставка НДС в размере 18 процентов - таково мнение финансового ведомства. Контролирующие органы и раньше требовали облагать НДС подобные комплекты товаров в общеустановленном порядке. Так, аналогичные разъяснения даны в отношении игры, которая состоит из игрушки и компакт-диска (Письмо УФНС России по г. Москве от 03.09.2008 N 19-11/83380). Обосновывается такой вывод тем, что для применения ставки 10 процентов при реализации товаров для детей необходимо их соответствие Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП). Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утвержден Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, которые при реализации облагаются НДС по ставке 10 процентов. Минфин отмечает, что кода комплекта, состоящего из игрушки и кондитерских изделий, в указанном Перечне нет, поэтому он облагается НДС по ставке 18 процентов.
Однако подход финансового ведомства к решению данного вопроса не является единственным. Действительно, в Перечне кодов видов товаров для детей (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908) нет такого товара - комплект из игрушек и кондитерских изделий. Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (ст. 38 НК РФ). Правовое регулирование договора купли-продажи осуществляется гражданским законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 455 ГК РФ товаром по такому договору могут быть любые вещи. В п. 1 ст. 479 ГК РФ отмечено, что договор купли-продажи может предусматривать обязанность продавца передать покупателю определенный набор товаров в комплекте (комплект товаров). При этом комплект состоит из отдельных товаров, которые могут передаваться покупателю одновременно или в ином порядке (п. 2 ст. 479 ГК РФ). Поэтому каждая составляющая комплекта является самостоятельным товаром, который облагается НДС по установленной для него ставке независимо от того, как продавец передает комплект товаров покупателю - вместе или раздельно. Для этого продавцу необходимо вести раздельный учет операций по реализации продукции, облагаемой НДС по разным ставкам (п. 1 ст. 153 НК РФ), и в счетах-фактурах выделять позиции товаров с соответствующими ставками. И все же в данном случае возможны претензии со стороны налоговых органов.
Следует отметить, что подобная ситуация возможна и при продаже комплектов других товаров, облагаемых по разным ставкам. К ним также можно применить изложенный способ. Так, в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС представлены три точки зрения по вопросу о применении ставки НДС 10 процентов при реализации комплекта из книги (или продукции СМИ) и информационного носителя (аудио-, видео-, CD или дискеты).

содержание



Постановка на учет в исполнительном органе ФСС: с какого момента обособленное подразделение считается созданным?
Постановление ФАС Уральского округа от 03.12.2008 N Ф09-9013/08-С2

Совет директоров организации принял решение о создании филиала, в связи с чем были внесены изменения в устав предприятия, а через месяц сделаны соответствующие пометки в ЕГРЮЛ. Впоследствии генеральный директор издал приказ об открытии филиала, причем между принятием решения советом директоров и датой, с которой считался открытым филиал (в соответствии с приказом генерального директора), прошло почти два месяца. Организация подала в исполнительный орган ФСС заявление о регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения. Региональное отделение Фонда пришло к выводу, что компания нарушила срок, отведенный законодательством для регистрации в качестве страхователя (30 дней), и привлекло ее к ответственности, наложив штраф. Организация оспорила данное решение, указав, что ФСС неправомерно посчитал моментом создания филиала дату принятия решения советом директоров. В обоснование своей позиции компания отметила, что у нее не было возможности встать на учет по месту нахождения филиала, пока он не обладал признаками обособленного подразделения, установленными ст. 11 НК РФ. Однако отделение Фонда сочло, что ФСС не относится к налоговым органам, поэтому к спорным отношениям не должны применяться нормы НК РФ.
Суд указал, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения, связанные с установлением и уплатой страховых взносов, контроль за их уплатой, обжалование действий должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются в том числе законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Поэтому довод отделения о неправомерности применения ст. 11 НК РФ был отклонен. В соответствии с п. 2 данной статьи обособленным подразделением признается любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми оно наделяется. На основании этого суд пришел к выводу, что момент создания обособленного подразделения связан с наличием предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ признаков. При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Так как момент создания обособленного подразделения не установлен в законодательстве, общество правомерно определило дату образования филиала в приказе генерального директора.
Из данного решения можно сделать следующие выводы:
1) организация вправе определить дату создания обособленного подразделения локальным нормативным актом;
2) пока обособленное подразделение не обладает признаками, предусмотренными п. 2 ст. 11 НК РФ, его формальное создание не влечет никаких правовых последствий. Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС Уральского округа от 07.02.2008 N Ф09-141/08-С2

содержание

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта