Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 01.12.2010

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Учитывается ли в расходах НДС, предъявленный иностранным контрагентом в соответствии с законодательством иностранного государства ?
- В каком периоде необходимо скорректировать базу по НДС в случае предоставления скидки после реализации товара ?


Учитывается ли в расходах НДС, предъявленный иностранным контрагентом в соответствии с законодательством иностранного государства ?



Письмо Минфина России от 12.11.2010 N 03-03-06/1/708

Приобретая товары (работы, услуги) на территории зарубежного государства, иностранное представительство российской организации уплачивает НДС, который предъявлен контрагентами в соответствии с законодательством этой страны. По мнению Минфина России, данный косвенный налог российская организация не может учесть в целях исчисления налога на прибыль.
Свою точку зрения ведомство обосновывает следующим. Согласно ст. 311 НК РФ расходы, произведенные российской организацией за рубежом, учитываются при налогообложении прибыли в соответствии с гл. 25 НК РФ. Начисленные налоги и сборы уменьшают налогооблагаемую прибыль в силу подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако Минфин подчеркивает, что эта норма распространяется только на налоги и сборы, которые начислены в соответствии с российским законодательством. Перечень прочих расходов является открытым, но учесть указанные суммы на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ невозможно. Дело в том, что порядок отнесения начисленных налогов на расходы установлен специальным положением, содержащимся в подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Следовательно, нет оснований для включения в расходы сумм НДС, удержанных контрагентом согласно законодательству иностранного государства.
Такую позицию Минфин России уже высказывал в Письмах от 11.06.2010 N 03-03-06/1/407, от 28.04.2010 N 03-03-06/1/303, от 16.12.2009 N 03-03-06/1/813, от 06.10.2009 N 03-03-06/1/64. Однако данная точка зрения представляется спорной.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в расходы включаются суммы налогов, начисленные в соответствии с российским законодательством. При этом косвенный налог, предъявленный налогоплательщиком покупателю в соответствии с Кодексом, в расходах учесть нельзя (п. 19 ст. 270 НК РФ). Другими словами, гл. 25 НК РФ регулирует порядок отнесения на расходы только налогов, уплаченных в соответствии с законодательством России. Для учета в целях налога на прибыль тех налогов, которые начислены в соответствии с законами иностранного государства, особых правил не установлено. При этом, как указывалось выше, перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым. Следовательно, суммы "иностранного" НДС можно учесть по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом должны соблюдаться общие требования признания расходов: обоснованность, направленность на получение доходов и документальное подтверждение (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Эту позицию поддержал ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 23.11.2009 N А56-4991/2009). Минфин России (Письма от 12.05.2005 N 03-03-01-04/1/250, от 04.04.2005 N 03-03-01-04/1/148) и ФНС России (Письмо от 18.10.2005 N 03-4-03/1800/31) также ранее соглашались с данным подходом.
Соответственно, российская организация может включить в расходы суммы НДС, уплаченные ее представительством в стоимости приобретенных за рубежом товаров (работ, услуг). Однако, зная позицию контролирующих органов, компания должна быть готова к претензиям со стороны проверяющих инспекторов.

содержание


В каком периоде необходимо скорректировать базу по НДС в случае предоставления скидки после реализации товара ?



Письмо Минфина России от 13.11.2010 N 03-07-11/436

Минфин России снова вернулся к проблеме корректировки базы по НДС при предоставлении продавцом покупателю скидки (бонуса, премии) за приобретение определенного объема товаров.
Для поставок продовольственных и непродовольственных товаров данный вопрос решается по-разному.
Продажа продовольственных товаров в торговые сети регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ. В соответствии с п. 4 ст. 9 этого Закона премия за приобретение определенного объема продовольственных товаров включается в цену договора, но не учитывается при определении цены таких товаров. Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ при реализации товаров базой по НДС признается их стоимость, указанная в договоре. Значит, при перечислении вознаграждения за покупку определенного количества продовольственных товаров корректировать базу по НДС не нужно. Данную точку зрения Минфин России уже высказывал (Письмо от 02.06.2010 N 03-07-11/231).
Специальных правил регулирования торговли непродовольственными товарами не установлено. Согласно гражданскому законодательству цену договора после его заключения можно изменить, например, предоставив скидку покупателю. Поскольку премия за приобретение определенного количества товаров представляет собой одну из форм скидок, то она несет такие же налоговые последствия, как и изменение цены. Значит, продавцу необходимо скорректировать базу по НДС, а покупателю - НДС, принятый к вычету.
Раньше Минфин России рассматривал вопрос корректировки налоговой базы при предоставлении скидок покупателю с аналогичной позиции. Ведомство выделяло скидки, которые изменяют цену реализованного товара, и те, которые не влияют на цену. Разграничение зависело от того, как именно предоставление премии прописано в договоре. Продавец был вправе скорректировать базу по НДС только в том случае, если он предоставил покупателю скидку, которая изменила цену товара (см., например, Письмо Минфина России от 25.10.2007 N 03-07-11/524). Данный подход не изменился и после принятия Президиумом ВАС РФ Постановления от 22.12.2009 N 11175/09. Напомним, что суд разрешил спор инспекции и организации, предоставившей покупателю премию за выполнение определенных условий договора. Налоговый орган посчитал неправомерной корректировку базы по НДС, поскольку из условий договора не следовало, что данная премия изменяет цену реализованного товара. Президиум ВАС России поддержал организацию и указал, что база по НДС определяется с учетом скидок независимо от того, как именно в договоре прописан порядок их предоставления: путем изменения цены товара или перечисления бонуса, премии.
Постоянство официальной точки зрения подтверждается комментируемым Письмом, а также Письмами Минфина России от 23.04.2010 N 03-07-11/130, от 09.04.2010 N 03-07-11/106, ФНС России от 01.04.2010 N 3-0-06/63.
В указанном Постановлении Президиум ВАС РФ затронул также проблему периода корректировки налоговой базы, хотя этот вопрос не был предметом спора инспекции и налогоплательщика. Суд отметил, что в случае необходимости при предоставлении скидки уточняется налоговый период реализации товаров. В комментируемом Письме Минфин России дает аналогичные разъяснения.
Однако остается спорным вопрос о том, в каком именно налоговом периоде нужно уточнять базу по НДС при предоставлении премии за приобретение определенного количества товаров. Альтернативная точка зрения на эту проблему заключается в следующем. Корректировку можно провести в том налоговом периоде, в котором была перечислена такая премия. Дело в том, что налогоплательщик обязан представить уточненную декларацию, если он допустил ошибки, которые занизили сумму налога (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ). Предоставление скидки не приводит к появлению подобных ошибок. Отметим, что при предоставлении премии корректировку базы по НДС текущего периода можно провести, выставив "отрицательный" счет-фактуру. Такие документы не запрещены Налоговым кодексом РФ (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 10.02.2010 N А55-15001/2009). Значит, скидку можно отразить в периоде ее предоставления. Данный подход подтверждается судебными решениями, принятыми после указанного Постановления Президиума ВАС России. В частности, это Постановления ФАС Московского округа от 04.08.2010 N КА-А40/8305-10, Дальневосточного округа от 26.06.2009 N Ф03-2636/2009 (Определением ВАС РФ от 24.02.2010 N ВАС-10748/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Таким образом, поставщик непродовольственных товаров, перечисливший покупателю премию за приобретение определенного количества товара, вправе скорректировать базу по НДС в период предоставления скидки. Сейчас такое право придется отстаивать в суде. Однако в будущем законодатель планирует разрешить оформление "отрицательных" счетов-фактур при предоставлении скидок (подп. 1 п. 3 раздела II Основных направлений налоговой политики РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.).
Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

содержание



(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта