Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 02.07.2014

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ с разъяснениями по НДС.
- ФНС: для освобождения от НДС реализации лома металлов требуется их соответствие ГОСТу.


Опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ с разъяснениями по НДС.



Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".

24 июня 2014 г. на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru размещено Постановление Пленума ВАС РФ по вопросам обложения НДС (далее - Постановление). Отдельные вопросы проекта данного документа освещались в выпуске обзора от 23.04.2014. Необходимо обратить внимание, что согласно опубликованному тексту большинство пунктов, которые были изложены в двух альтернативных вариантах, приняты в редакции в пользу налогоплательщика. В частности, это касается следующих ситуаций:
- налогоплательщик вправе применять освобождение от обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ, даже если он несвоевременно подал соответствующее уведомление в инспекцию (п. 2 Постановления);
- пониженная ставка НДС при ввозе или реализации товара применяется, если код такого товара указан в перечне, определенном Правительством РФ со ссылкой по крайней мере на один из источников: Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (п. 20 Постановления);
- налогоплательщик может заявить НДС к вычету в декларации за любой налоговый период в течение трех лет после окончания периода, в котором такое право возникло (п. 27 Постановления);
- налог признается включенным в цену и исчисляется расчетным способом, если из условий договора (дополнительных соглашений) или сопутствующих обстоятельств не следует, что цена договора установлена без НДС (п. 17 Постановления). Данная ситуация выгодна покупателю, поскольку он защищен от требований продавца уплатить НДС сверх цены, указанной в договоре (в том числе при обращении продавца в суд с заявлением о взыскании).
Дополнительные материалы в виде разъяснений компетентных органов и примеров судебной практики по многим ситуациям, отраженным в Постановлении, см. в Практическом пособии по НДС и в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.
Следует также обратить внимание, что текст опубликованного Постановления несколько отличается от текста проекта. Рассмотрим некоторые из изменений.

Выбытие имущества по независящим от воли налогоплательщика причинам

Согласно п. 10 Постановления выбытие имущества по причинам, независящим от воли налогоплательщика (например, порча, хищение, стихийное бедствие), не является объектом обложения НДС. Однако сам факт и основания такого выбытия должны быть зафиксированы. Пленум ВАС РФ исходит из того, что в силу п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщик обязан доказать наличие тех фактов своей хозяйственной деятельности, которые влияют на его налоговую обязанность. В свою очередь, при рассмотрении споров судам следует оценивать в том числе характер деятельности налогоплательщика, а также соответствие объема и частоты выбытия имущества обычному для данной деятельности уровню. Если в ходе судебного разбирательства не будет подтверждено, что имущество выбыло по причинам, которые не зависят от воли налогоплательщика, то последний обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС как при безвозмездной передаче. Следует отметить, что принципиально позиция Пленума ВАС РФ не поменялась, однако по сравнению с проектом в опубликованном Постановлении дополнительно указывается на обязанность судов оценивать данные сопутствующие обстоятельства.

Передача капвложений арендодателю

Пункт 26 Постановления затрагивает порядок обложения НДС при передаче капитальных вложений в арендованное имущество в случае, если соответствующие затраты арендатора компенсируются арендодателем. Пленум ВАС РФ отмечает, что если арендатор производит неотделимые улучшения предмета аренды помимо арендной платы, то предъявленные ему при осуществлении таких капвложений суммы НДС он вправе принять к вычету в общем порядке. В случае когда арендодатель компенсирует указанные капвложения, принятый к вычету арендатором НДС предъявляется арендодателю в установленном п. 1 ст. 168 НК РФ порядке, т.е. предусмотренном для реализации товаров (работ, услуг). При этом данные капвложения считаются переданными арендодателю.
Напомним, что в проекте к отношениям по передаче арендатором неотделимых улучшений, оплаченных арендодателем, применялись положения п. 1 ст. 156 НК РФ. Эти положения были установлены для посреднических операций, а сами неотделимые улучшения предлагалось рассматривать как осуществленные в интересах арендодателя.
Кроме того, в тексте п. 26 проекта упоминалась только возможность арендатора принять в порядке ст. 171 НК РФ к вычету суммы НДС, предъявленные им при передаче капвложений. В опубликованном Постановлении помимо этого за арендатором также оставлено право включить данные суммы в расходы при исчислении налога на прибыль или НДФЛ на основании ст. 170 НК РФ.


содержание


ФНС: для освобождения от НДС реализации лома металлов требуется их соответствие ГОСТу.



Письмо ФНС России от 03.06.2014 N ГД-4-3/10512@.

Налоговая служба разъяснила, что в целях освобождения от НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов необходимо учитывать положения межгосударственного стандарта ГОСТ 1639-2009 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия". Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 01.07.2011 N 03-07-07/32. Также отметим, что ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 15.06.2012 N А13-8944/2011 при оценке наличия права на указанное освобождение устанавливал соответствие лома и отходов металлов аналогичному межгосударственному стандарту ГОСТ 1639-93 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия" (ныне не действует).
Стоит обратить внимание, что на сегодняшний день помимо названного ГОСТ 1639-2009 в рассматриваемой сфере действуют межгосударственные стандарты ГОСТ 2787-75* "Металлы черные вторичные. Общие технические условия" и ГОСТ 16482-70 "Металлы черные вторичные. Термины и определения".
С приведенной в анализируемом Письме точкой зрения можно не согласиться. В соответствии с пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от НДС. Поскольку понятие "лом и отходы черных и цветных металлов" Налоговый кодекс РФ не раскрывает, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ используется определение, которое содержится в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В ней под ломом и отходами черных и цветных металлов понимаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных или черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства названных изделий, а также неисправимый брак, возникший в процессе их производства. Этим определением и следует руководствоваться в целях применения рассматриваемого освобождения. Требования же о том, что для освобождения от НДС реализуемые лом и отходы черных и цветных металлов должны соответствовать ГОСТу, Налоговый кодекс РФ не содержит. Это отмечают многие суды, например ФАС Уральского округа в Постановлениях от 02.08.2013 N А47-11749/2011, от 28.09.2012 N А47-11752/2011, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.11.2012 N А47-8869/2012. Кроме того, Пленум ВАС РФ в п. 11 Постановления от 30.05.2014 N 33 указал, что в случае если налогоплательщик не выполнил предписания, установленные как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами, неблагоприятные для него последствия (в том числе невозможность использовать освобождение от НДС) возникают лишь в том случае, если это прямо предусмотрено положениями Налогового кодекса РФ.
Также в анализируемом Письме ФНС России ссылается на п. 6 ст. 149 НК РФ, согласно которому операции, перечисленные в ст. 149 НК РФ, освобождаются от налогообложения, если у налогоплательщиков есть соответствующие лицензии на осуществление этих операций. В то же время из п. 1 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287) следует, что реализация лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе собственного производства, не лицензируется. Такое же правило содержалось в ныне утративших силу положениях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 766.
Минфин России, ФНС России и суды сходятся во мнении, что льгота, предусмотренная пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, применяется и в том случае, если деятельность не лицензируется (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 25.03.2014 N А41-6141/11, Энциклопедию спорных ситуаций по НДС).

содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта