Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 06.11.2013

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Каким образом организация вправе учесть расходы, в отношении которых налоговые периоды их несения и получения подтверждающих документов не совпадают ?
- Минфин России разъяснил некоторые особенности уменьшения предпринимателями суммы ЕНВД на обязательные страховые взносы.


Каким образом организация вправе учесть расходы, в отношении которых налоговые периоды их несения и получения подтверждающих документов не совпадают ?



Письмо Минфина России от 17.10.2013 N 03-03-06/1/43299.

В Минфин России обратилась организация с вопросом о порядке учета расходов в случае, когда подтверждающие учетные документы получены в налоговом периоде, следующем за тем, в котором данные затраты понесены. Финансовое ведомство указало на п. 1 ст. 54 НК РФ, согласно которому при обнаружении ошибок (искажений) налоговая база и сумма налога на прибыль пересчитывается за период совершения таких ошибок (искажений). Однако если ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, а также если период, в котором они имели место, установить невозможно, то налогоплательщик вправе учесть соответствующие суммы в периоде выявления этих ошибок (искажений). Напомним, что при корректировке базы за предыдущий период организации следует подать уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ).
По мнению финансового ведомства, для того, чтобы определить, что относится к ошибкам и искажениям, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ нужно обратиться к законодательству о бухгалтерском учете. Так, в соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" ПБУ 22/2010 (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н, далее - ПБУ 22/2010) неверное отражение или неотражение фактов хозяйственной жизни в бухучете и отчетности может быть обусловлено, в частности, неправильным применением законодательства РФ или учетной политики организации, неточностями в вычислениях, неправильным использованием информации и др. Неточности и пропуски в отражении фактов хозяйственной жизни, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов, ошибками не признаются. Отметим, что в рассматриваемом Письме финансовое ведомство прямо не высказало свою позицию, однако из приведенных норм можно предположить следующее: расходы учитываются при определении налоговой базы того периода, в котором получены соответствующие подтверждающие документы, поскольку этот случай не признается ошибкой (искажением) согласно ПБУ 22/2010. Следует отдельно упомянуть то, что при таких обстоятельствах факт более позднего получения сведений также должен быть документально подтвержден.
Однако необходимо обратить внимание, что корректировка базы того периода, в котором не были учтены расходы ввиду отсутствия документов, является правом налогоплательщика. В силу абз. 1 п. 1 ст. 54 НК РФ организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с ним. Если подтверждающие документы получены в другом налоговом периоде, но до момента представления декларации по налогу на прибыль, то налогоплательщик может сразу отразить соответствующие расходы в периоде их несения.
Следует отметить, что признание получения документов, подтверждающих понесенные в предыдущем периоде расходы, новой информацией, которая не была доступна организации на момент составления отчетности, может быть не совсем корректным. В данной ситуации организация знает о произведенных затратах, но чаще всего по независящим от нее причинам (поздняя отправка контрагентом, задержка отправления органами почтовой связи и т.д.) не имеет в наличии надлежащих документов. Среди причин, которые могут обусловливать неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной жизни, в п. 2 ПБУ 22/2010 названы также неправильная классификация и оценка этих фактов и неправильное использование информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности. Следовательно, у налогоплательщика могут быть все основания для применения п. 1 ст. 54 НК РФ и подачи уточненной декларации за период, к которому относятся полученные документы.
Таким образом, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено четких правил относительно того, в каком периоде организация должна учесть в расходах затраты, подтверждающие документы по которым получены в более позднем периоде. В этом случае налогоплательщик вправе учитывать их в базе либо периода несения, либо периода получения документов. Для снижения рисков претензий проверяющих органов организация может отразить соответствующий порядок в учетной политике в целях налогообложения.
Помимо прочего, в рамках данной темы небезынтересно Письмо Минфина России от 12.11.2012 N 03-03-10/126, освещенное в выпуске обзора от 05.12.2012. В нем финансовое ведомство разъясняло, каким образом организация может учесть дополнительные затраты на капитальное строительство, выявленные уже после формирования первоначальной стоимости объекта и начала начисления амортизации.


содержание


Минфин России разъяснил некоторые особенности уменьшения предпринимателями суммы ЕНВД на обязательные страховые взносы.



Письмо Минфина России от 15.10.2013 N 03-11-11/42963.

В Минфин России обратился применяющий ЕНВД предприниматель, который осуществляет один и тот же облагаемый указанным налогом вид деятельности на территориях разных муниципальных образований. При этом предприниматель в одном муниципальном образовании применяет труд наемного работника, а в другом - работает самостоятельно. Указанные территории подведомственны разным налоговым органам. У налогоплательщика возник вопрос, связанный с порядком уменьшения суммы единого налога на обязательные страховые взносы, уплаченные как в отношении работника, так и за себя.
В комментируемом Письме финансовое ведомство разъясняет следующее. В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на суммы взносов:
- на обязательное пенсионное страхование;
- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- обязательное медицинское страхование;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом сумма единого налога уменьшается на суммы указанных взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде при выплате вознаграждений работникам. Согласно п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ единый налог уменьшается не более чем на 50 процентов.
Предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Указанное выше ограничение в данном случае не применяется.
Следует отметить следующее. В Письме от 23.09.2013 N 03-11-09/39228 Минфин России пояснил, что под предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, понимаются предприниматели, которые не имеют наемных работников и не выплачивают вознаграждений физлицам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг). Факт регистрации предпринимателя в органах ПФР в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам, в данном случае значения не имеет. Указанное разъяснение было направлено нижестоящим налоговым органам Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18595.
Предприниматели, у которых есть работники, не могут уменьшить ЕНВД на взносы, уплаченные за себя.
По мнению Минфина России, в рассматриваемой ситуации уменьшение ЕНВД на страховые взносы и иные выплаты, предусмотренные пп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ, производится исходя из суммы выплат работникам, которые трудятся в соответствующем муниципальном образовании. При этом уменьшить сумму налога, исчисленного в отношении того муниципального образования, в котором предприниматель ведет деятельность самостоятельно, на уплаченные за себя взносы нельзя.
Аналогичная точка зрения изложена в Письме Минфина России от 13.09.2013 N 03-11-09/37786 (направлено нижестоящим налоговым органам Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18590).
По рассматриваемому вопросу необходимо отметить следующее. Разъясненная финансовым ведомством ситуация не урегулирована напрямую Налоговым кодексом РФ. По нашему мнению, предложенный Минфином России подход в части запрета уменьшения суммы ЕНВД на взносы, уплаченные за себя, нарушает принцип равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Предприниматели, ведущие деятельность без привлечения работников, и предприниматели, ведущие деятельность в нескольких муниципальных образованиях, при этом в некоторых из них с привлечением таких лиц, оказываются в неравном положении.
Дело в том, что, руководствуясь подходом Минфина России, предприниматель, ведущий деятельность в определенном муниципальном образовании самостоятельно, но привлекающий наемных работников в других муниципальных образованиях, уплатит налог по месту ведения самостоятельной деятельности в большем размере, чем не имеющий вообще работников предприниматель, который осуществляет такой же вид деятельности в том же муниципальном образовании. В муниципальном образовании, в котором деятельность ведется без наемных работников, существенных различий между данными категориями предпринимателей нет.
Таким образом, рассмотренная ситуация неоднозначна. В целях избежания споров с контролирующими органами налогоплательщику следует руководствоваться позицией финансового ведомства. Противоположный подход придется отстаивать в судебном порядке. Однако вероятность положительного для налогоплательщика исхода дела невелика.


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта