Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 08.01.2014

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Изменен порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов в отношении взносов в ПФР и ФСС РФ.
- Внесены изменения в формы декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также в порядки их заполнения.


Изменен порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов в отношении взносов в ПФР и ФСС РФ.



Федеральный закон от 21.12.2013 N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды".

Федеральный закон от 21.12.2013 N 358-ФЗ внес изменения в законодательство, касающиеся порядка взыскания ПФР и ФСС РФ недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Указанный Закон не содержит специальных положений о начале действия поправок, поэтому они вступили в силу по истечении 10 дней после официального опубликования документа (ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"). Некоторые из них рассмотрим подробнее.

- Изменен порядок взыскания недоимки по страховым взносам

Согласно изменениям, внесенным в ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), установлен новый порядок взыскания недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах организации (индивидуального предпринимателя), являющейся плательщиком этих взносов, а также за счет имущества данного лица.
Прежде всего отметим, что теперь решение о взыскании недоимки, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов может принимать в отношении как одного, так и нескольких требований (ч. 5.1 ст. 19 и ч. 3.1 ст. 20 Закона N 212-ФЗ).
По общему правилу срок вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств остался прежним - не более двух месяцев после истечения периода, указанного в требовании (ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ). Не изменен и срок принятия постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщика - один год после истечения срока исполнения требования (ч. 3 ст. 20 Закона N 212-ФЗ). Однако теперь предусмотрены специальные положения для случаев взыскания небольших сумм задолженности.
В ч. 5.2 ст. 19 Закона N 212-ФЗ установлено следующее: если отраженная в требовании сумма не превышает 1500 руб. в части платежей в ПФР (500 руб. - в ФСС РФ), решение о взыскании недоимки (пеней, штрафов) за счет денежных средств может быть принято в течение одного года и двух месяцев после окончания срока, определенного в требовании. Постановление о взыскании такой суммы за счет имущества плательщика принимается в течение двух лет (ч. 3 ст. 20 Закона N 212-ФЗ). Если решение (постановление) принимается по нескольким требованиям, данные сроки исчисляются с момента окончания срока исполнения самого раннего требования.
Необходимо обратить внимание на то, что на основании формулировок ст. ст. 19 и 20 Закона N 212-ФЗ увеличенные сроки применяются, если суммы задолженности, не превышающие 1500 руб. при уплате в ПФР и 500 руб. - в ФСС РФ, отражены в одном требовании. Исходя из целей изменений, изложенных в пояснительной записке и отраженных в порядке взыскания недоимки с физлиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями (подробнее см. далее), можно сделать вывод, что специальный порядок должен использоваться, если предельных величин не превышает общая сумма задолженности по нескольким требованиям.
Остальные положения, касающиеся взыскания недоимки, пеней и штрафов за счет денежных средств плательщика взносов, по существу не изменились. В частности, решения, принятые после истечения двух месяцев или срока, составляющего год и два месяца, признаются недействительными (ч. 5.3 ст. 19 Закона N 212-ФЗ). В этом случае компетентный орган может обратиться в суд по общему правилу в течение шести месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате взносов (ч. 5.4 и 5.5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ). При необходимости взыскания небольших сумм шестимесячный срок исчисляется со дня истечения срока бесспорного взыскания задолженности при условии, что лимит в 1500 руб. (500 руб.) не превышен (ч. 5.4, 5.6 ст. 19 Закона N 212-ФЗ).
Кроме того, во введенной ч. 4.1 ст. 20 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что ФСС РФ вправе принять постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика в отношении задолженности одновременно по всем взносам на обязательное социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

- Установлен новый порядок взыскания недоимки по страховым взносам с физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Изменилась ст. 21 Закона N 212-ФЗ, регламентирующая порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества физлица, которое не является индивидуальным предпринимателем. Если направленное плательщику взносов требование не исполнено в указанный в нем срок, сохраняется исключительно судебный порядок взыскания задолженности (ч. 1 ст. 21 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 21 Закона N 212-ФЗ контролирующий орган подает в суд общей юрисдикции заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физлица в отношении всех требований, срок исполнения которых истек и которые не исполнены на день подачи заявления в суд. Не позднее этой же даты копия заявления направляется должнику (ч. 1.3 ст. 21 Закона N 212-ФЗ). Сроки подачи в суд заявления о взыскании задолженности теперь зависят от того, превышает ли ее общая сумма 500 руб. Рассмотрим возможные случаи:
1) общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, которая взыскивается с физлица, превышает 500 руб. В этой ситуации компетентный орган подает в суд общей юрисдикции заявление о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня окончания срока исполнения соответствующего требования (ч. 2 ст. 21 Закона N 212-ФЗ). Напомним, что такой срок был предусмотрен и предыдущей редакцией ст. 21 Закона N 212-ФЗ;
2) общая сумма страховых взносов, пеней, штрафов по нескольким требованиям превысила 500 руб. в течение трех лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования, учитываемого при исчислении суммы указанной задолженности. В этом случае орган по контролю за уплатой взносов обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда общая сумма задолженности превысила предельную величину (ч. 2.1 ст. 21 Закона N 212-ФЗ);
3) за три года, прошедшие со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, общая сумма недоимки, пеней и штрафов не превысила 500 руб. В данной ситуации компетентный орган обращается в суд в течение шести месяцев с даты окончания указанного трехлетнего периода (ч. 2.2 ст. 21 Закона N 212-ФЗ).
Согласно ч. 2.3 ст. 21 Закона N 212-ФЗ во всех перечисленных случаях установленные гражданским законодательством положения об общем сроке исковой давности не применяются.
Кроме того, утратила силу, в частности, ч. 6 ст. 21 Закона N 212-ФЗ, которая определяла последовательность обращения взыскания на имущество физлица, не являющегося предпринимателем. Теперь в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание обращается сначала на денежные средства должника-физлица, в том числе находящиеся на счетах, а при их недостаточности - на иное имущество, принадлежащее указанному лицу на праве собственности (за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое не может быть обращено взыскание). Отметим, что ч. 4 ст. 21 Закона N 212-ФЗ теперь предусматривает необходимость взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам согласно Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

- Недоимка (пени, штрафы) по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний взыскивается в том же порядке, что и по взносам на обязательное пенсионное страхование

В новой редакции изложена ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", касающаяся обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Ранее в названной статье приводились определения недоимки, пеней, порядок их расчета и взыскания. Теперь она содержит отсылочную норму, согласно которой обеспечение исполнения обязанности по уплате взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в порядке, аналогичном правилам, установленным ст. ст. 18 - 23, 25 - 27 Закона N 212-ФЗ. В данных статьях предусмотрен порядок исполнения обязанности по уплате взносов (ст. 18), выставления требования (ст. 22), начисления пеней (ст. 25), взыскания задолженности за счет имущества плательщика (ст. ст. 19 - 21, которые были рассмотрены) и списания безнадежных долгов (ст. 23). Кроме того, в ст. ст. 26 и 27 Закона N 212-ФЗ урегулированы вопросы зачета (возврата) излишне уплаченных и возврата излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.


содержание


Внесены изменения в формы декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также в порядки их заполнения.



Приказ ФНС России от 05.11.2013 N ММВ-7-11/478@ "О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 24 ноября 2011 г. N ММВ-7-11/895 "Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения".

ФНС России внесла изменения в формы декларации по налогу на имущество организаций и расчета авансового платежа по данному налогу, утвержденные Приказом от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 (далее - Приказ N ММВ-7-11/895). Указанные формы изложены в новой редакции (п. 1 Приказа ФНС России от 05.11.2013 N ММВ-7-11/478@, далее - Приказ N ММВ-7-11/478@). Декларацию по налогу на имущество организаций за 2013 г. необходимо будет представить по новой форме (п. 2 Приказа N ММВ-7-11/478@). Новая форма расчета применяется начиная с отчетности за I квартал 2014 г.
Изменения, в том числе, связаны с тем, что с 1 января 2014 г. в отношении отдельных объектов недвижимости налог на имущество исчисляется исходя из их кадастровой стоимости (подробнее об этом см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года), а также с заменой кодов ОКАТО на коды ОКТМО.
По объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо будет заполнять разд. 3 декларации и разд. 3 расчета. Отметим, что это касается отчетности начиная с расчета за I квартал 2014 г. и декларации за 2014 г.
В соответствии с п. 6.1 Порядка заполнения налоговой декларации (утв. Приказом N ММВ-7-11/895) данный раздел заполняется:
- российскими и иностранными организациями по объектам недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость;
- иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства;
- иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества, не относящихся к деятельности иностранных организаций в РФ через постоянные представительства.
В частности, в разд. 3 декларации должен быть отражен кадастровый номер здания, строения, сооружения. Его кадастровую стоимость на 1 января налогового периода нужно указывать с учетом следующего.
Согласно подп. 2 п. 6.2 Порядка заполнения декларации в отношении зданий, строений, сооружений или помещений, кадастровая стоимость которых определена, отражается кадастровая стоимость соответствующего объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января налогового периода. Если кадастровая стоимость помещения не определена, но определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, то указывается кадастровая стоимость помещения, рассчитанная на основании доли, которую составляет его площадь в общей площади здания.
В разд. 3 декларации строку 030, в которой отражается инвентаризационная стоимость, заполняют только иностранные организации в декларации за 2013 г. Данная стоимость указывается по состоянию на 1 января 2013 г.
Кроме того, коды видов имущества дополнены кодом 6 - железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью этих объектов (Приложение N 5 к Порядку заполнения декларации, Приложение N 5 к Порядку заполнения расчета).
Коды налоговых льгот, в свою очередь, дополнены кодом 2010256. Таким кодом обозначается льгота, предусмотренная п. 23 ст. 381 НК РФ. Напомним, ей вправе воспользоваться организации - управляющие компании ОЭЗ, учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, которое создано в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет упомянутого имущества (Приложение N 6 к Порядку заполнения декларации, Приложение N 6 к Порядку заполнения расчета). ФНС России рекомендовала использовать указанный код в Письме от 08.02.2013 N БС-4-11/1919@.
В отношении заполнения строк 020 - 110 разд. 2 расчета и 020 - 141 разд. 2 декларации необходимо отметить следующее. На соответствующих листах декларации и расчета в данных строках по графе 3 отражается остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектом налогообложения. Теперь это прямо предусмотрено в названии графы. До внесения изменений графа 3 называлась "Всего".
Следует обратить внимание на появившиеся в формах декларации и расчета новые строки: строку 270 разд. 2 декларации и строку 210 разд. 2 расчета.
В силу подп. 15 п. 5.3 Порядка заполнения декларации по строке 270 отражается остаточная стоимость всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода, за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом в соответствии с подп. 1 - 7 п. 4 ст. 374 НК РФ.
Согласно подп. 12 п. 5.3 Порядка заполнения расчета (утв. Приказом N ММВ-7-11/895) по строке 210 указывается остаточная стоимость всех основных средств по состоянию:
- на 1 апреля налогового периода (в случае заполнения расчета за первый квартал);
- 1 июля налогового периода (в случае заполнения расчета за полугодие);
- 1 октября налогового периода (в случае заполнения расчета за 9 месяцев).
Остаточная стоимость имущества на соответствующие даты, не подлежащего налогообложению согласно подп. 1 - 7 п. 4 ст. 374 НК РФ, как и в декларации, не отражается.
Следует отметить, что п. 4 ст. 374 НК РФ, в котором перечислено имущество, не признаваемое объектом налогообложения, содержит подп. 8, в котором указано движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств. Можно предположить, что в упомянутых строках необходимо будет отразить в том числе остаточную стоимость этого имущества.
Однако такой вывод будет противоречить п. 1 ст. 80 НК РФ, в соответствии с которым налоговая декларация представляет собой заявление об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Следовательно, указание в декларации информации об имуществе, которое не является объектом обложения, рассматриваемой статьей не предусмотрено. Вывод о том, что включение в налоговую декларацию сведений об объектах, не относящихся к объектам налогообложения, противоречит положениям ст. 80 НК РФ, содержится в Письме ФНС России от 12.02.2013 N БС-4-11/2301@. Обратим внимание, что названное Письмо издано, в частности, в связи с вопросом по поводу внесения изменений в декларацию по налогу на имущество по причине исключения из объектов налогообложения движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств.


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта