Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 09.04.2014

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Новые обязанности физлиц и другие изменения Налогового кодекса РФ.
- Минфин считает, что утилизационный сбор нужно учитывать в расходах по налогу на прибыль в том отчетном периоде, в котором возникают обязательства, связанные с уплатой данного сбора.


Новые обязанности физлиц и другие изменения Налогового кодекса РФ.



Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

2 апреля 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ), в соответствии с которым в Налоговый кодекс РФ внесен ряд существенных изменений. Рассмотрим некоторые из них.

Физлицо обязано сообщать в инспекцию об объектах налогообложения, по которым оно не получает уведомлений

Физлица, не являющиеся предпринимателями, уплачивают транспортный и земельный налог, а также налог на имущество на основании присланных налоговым органом уведомлений (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ и ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц"). Сведения об объектах налогообложения, принадлежащих физлицам, инспекция получает в порядке межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 85 НК РФ). Однако на практике нередко возникают ситуации, когда налоговый орган не получает своевременно информации о приобретении физлицами в собственность транспортных средств или объектов недвижимости (в отношении земельных участков - также о регистрации права пожизненного наследуемого владения). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налоги не уплачиваются.
С 1 января 2015 г. вводится новая обязанность физлиц - сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). В абз. 3 п. 2.1 ст. 23 НК РФ предусмотрено два исключения: сообщение в инспекцию направлять не надо, если физлицо получало налоговое уведомление по указанным объектам либо данному лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога.
Помимо сообщения о наличии объектов налогообложения физлицо должно представить в налоговый орган правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы и (или) документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Эти сведения необходимо направить однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Значит, налогоплательщики-физлица, которые не получали уведомление об уплате налога в отношении объектов недвижимости, земельных участков или транспортных средств, находящихся в их собственности (в отношении земельных участков - также на праве пожизненного наследуемого владения), должны будут до 31 декабря 2015 г. представить в инспекцию соответствующее сообщение и подтверждающие документы. Начисление транспортного, земельного налога или налога на имущество начнется с 2015 г. независимо от того, как долго физлицо владело данным транспортным средством, объектом недвижимости или земельным участком (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ).
В дальнейшем упомянутая обязанность будет касаться тех лиц, которые за 30 рабочих дней до 1 октября не получили уведомление по приобретенным в предшествующем году объектам (п. 2 ст. 52, абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ и п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). При возникновении приведенной ситуации до 1 января 2017 г. налог также будет начислен начиная с периода направления налогоплательщиком сообщения в инспекцию (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ, ч. 5 ст. 7 Закона N 52-ФЗ).
За несообщение или несвоевременное сообщение указанных сведений установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по соответствующему объекту (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Однако данная норма вступит в силу только с 1 января 2017 г. (ч. 3 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). Необходимо обратить внимание на образовавшуюся коллизию: в п. 1 ст. 126 НК РФ, в частности, установлена ответственность налогоплательщика за неисполнение в срок обязанности по представлению документов или сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ или иными актами налогового законодательства. В этом случае взыскивается штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Исключение составляет неподача в срок декларации или уведомления о контролируемых сделках, т.е. состав правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ. Следовательно, если физлицо не представит документов о наличии у него транспортного средства, объекта недвижимости или земельного участка, признаваемых объектами налогообложения, действия указанного лица образуют состав правонарушения, предусмотренного как п. 1 ст. 126 НК РФ, так и п. 3 ст. 129.1 НК РФ. Возможно, до вступления в силу последнего, т.е. до 1 января 2017 г., эта коллизия будет устранена законодателем.

Подавать сведения об открытии и закрытии счетов не нужно

Со 2 мая 2014 г. отменяется обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в инспекцию об открытии (закрытии) счетов, в том числе лицевых, и о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Устанавливающие такие обязанности подп. 1 и 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ утратят силу (подп. "б" п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). Соответственно, будет устранена и мера ответственности, предусмотренная ст. 118 НК РФ за нарушение семидневного срока представления данных сведений (п. 11 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).
Напомним, что указанные обязанности возложены и на банк (п. 1 ст. 86 НК РФ).
Таким образом, их дублирование устранено в соответствии с внесенными поправками. Теперь обязанности по представлению упомянутых сведений в инспекцию сохраняются только для кредитных организаций.

Освобождение от налога на имущество организаций при применении УСН и ЕНВД не распространяется на объекты, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость

Организации, применяющие УСН или спецрежим в виде уплаты ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Для перешедших на уплату ЕНВД такое освобождение касается только объектов, используемых в деятельности, облагаемой данным налогом.
Согласно изменениям, внесенным п. п. 1 и 3 ст. 2 Закона N 52-ФЗ, указанное освобождение не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к этому имуществу относятся административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания.
В силу ч. 4 ст. 7 Закона N 52-ФЗ данные изменения вступают в силу по общему правилу, установленному для поправок к законодательству о налогах и сборах: по истечении месяца с даты опубликования и не ранее 1-го числа следующего налогового периода.
Соответственно, если в отношении УСН дата начала действия нововведений однозначна - 1 января 2015 г., то для плательщиков ЕНВД существует некоторая неопределенность по этому вопросу. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Как указывалось, Закон N 52-ФЗ опубликован 2 апреля 2014 г. Значит, изменения, касающиеся применения ЕНВД, должны вступать в силу с 1 июля 2014 г. Поскольку переходных положений для исчисления налога на имущество применяющими ЕНВД организациями Закон N 52-ФЗ не содержит, то возможны следующие варианты применения новых правил:
- плательщики ЕНВД должны будут исчислить налог на имущество за весь 2014 г. (начиная с 1 января 2014 г.), поскольку налоговым периодом по нему является календарный год (ст. 379 НК РФ). При таком понимании новых правил организации обязаны будут перечислить налог и за тот период, когда были законодательно освобождены от его уплаты (до начала III квартала 2014 г.), т.е. внесенные изменения будут иметь обратную силу. Однако в соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ поправки, ухудшающие положение налогоплательщика, не могут иметь обратной силы;
- данные организации должны будут исчислить налог на имущество за III и IV кварталы 2014 г., поскольку в I и II кварталах действовало освобождение (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Отметим, что такой подход не учитывает того, что гл. 30 НК РФ, регулирующая уплату налога на имущество, не содержит норм, которые позволили бы в рассматриваемой ситуации рассчитать налог исходя из кадастровой стоимости имущества только за указанные кварталы. Обратим внимание, что возможность скорректировать налог в зависимости от того, сколько месяцев объект недвижимости фактически находился в собственности у налогоплательщика, предусмотрена для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства либо имеющих на территории РФ недвижимость, которая не относится к деятельности этих представительств (п. 5 ст. 382 НК РФ). В данном случае сумма налога корректируется на специальный коэффициент. Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых облагаемая налогом недвижимость находилась в собственности, к общему числу месяцев в налоговом периоде. Возможно, контролирующие органы предложат организациям, применяющим ЕНВД, рассчитать сумму налога за III и IV кварталы 2014 г. аналогичным образом. Однако необходимо обратить внимание, что право применить аналогию закона к налоговым правоотношениям предоставлено только судам (ч. 6 ст. 13 АПК РФ);
- указанные организации не должны уплачивать налог на имущество за весь 2014 г. Они начнут его исчислять с 1 января 2015 г. Это объясняется тем, что у плательщиков ЕНВД возникает обязанность уплачивать именно налог на имущество организаций, налоговый период по которому, повторим, составляет календарный год. Значит, и вступать в силу данные изменения должны с 1 января 2015 г.
Поскольку рассматриваемая ситуация неоднозначна, вероятно, по указанному вопросу будут даны разъяснения официальных органов.


содержание


Минфин считает, что утилизационный сбор нужно учитывать в расходах по налогу на прибыль в том отчетном периоде, в котором возникают обязательства, связанные с уплатой данного сбора.



Письмо ФНС России от 25.03.2014 N ГД-4-3/5347 "О доведении письма Минфина России по системе налоговых органов".

ФНС России направила налогоплательщикам и нижестоящим налоговым органам Письмо Минфина России от 12.03.2014 N 03-03-10/10650, в котором разъясняется следующее:
- в целях налогообложения прибыли утилизационный сбор учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в том отчетном периоде, в котором возникает обязанность, связанная с его уплатой;
- если организация приобрела транспортное средство, в отношении которого не был уплачен утилизационный сбор, и уплатила его, то она может включить этот сбор в стоимость данного основного средства, списываемую через механизм амортизации.
В отношении первого вывода министерство пояснило, что утилизационный сбор является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве колесных транспортных средств и шасси (ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Он не относится к налоговым или таможенным платежам (сборам) и не может быть включен в базу по налогу на прибыль на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако его можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Расходы в виде обязательных платежей принимаются для целей налогообложения прибыли в периоде их начисления (п. 1 и подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Крупнейшие производители после выдачи паспорта транспортного средства сначала представляют в налоговый орган пакет документов, в том числе расчет утилизационного сбора, а затем в течение 45 календарных дней по окончании квартала, в котором такой расчет был подан, уплачивают сбор (п. п. 19 и 22 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291). На основании этих норм Минфин России сделал вывод, что сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется в течение указанного 45-дневного срока. Следовательно, утилизационный сбор начисляется в момент возникновения обязательств, связанных с его уплатой в бюджет, и учитывается в целях налогообложения в данном отчетном периоде.
Финансовое ведомство также отметило, что описанный порядок применим и для не являющихся крупнейшими производителей, которые сначала перечисляют сбор в бюджет, а потом представляют расчет.
Из приведенных разъяснений достаточно сложно определить, в каком отчетном периоде плательщик может включить сумму утилизационного сбора в расходы, поскольку непонятно, что понимается под обязанностью, связанной с уплатой сбора: обязанность по представлению расчета и других документов или собственно обязанность по уплате сбора. Для производителей, не относящихся к крупнейшим, этот вопрос не так актуален. Они должны представить расчет по истечении трех рабочих дней со дня уплаты утилизационного сбора (п. 16 упомянутых Правил). Соответственно, для них указанные обязанности, как правило, возникают в рамках одного отчетного периода. В то же время для крупнейших производителей решение этого вопроса имеет принципиальное практическое значение: данные обязанности всегда возникают у них в разных отчетных периодах (кварталах).
Исходя из буквального толкования предложенной министерством формулировки, можно предположить, что обязанность по уплате утилизационного сбора и обязанность, связанная с его уплатой, - это различные обязанности. Следовательно, с уплатой сбора непосредственно связана именно обязанность по представлению расчета и других документов. Однако сложно с уверенностью сказать, что имел в виду Минфин России в рассматриваемом Письме. В связи с этим, включение утилизационного сбора в состав расходов по налогу на прибыль за тот квартал, в котором возникла обязанность по представлению расчета и других документов, может вызвать несогласие налогового органа.


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта