Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 12.03.2009

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

1. Восстановление амортизационной премии при реализации основного средства - первые разъяснения Минфина России
2. Нужно ли восстанавливать НДС по основным средствам, которые списываются до окончания срока амортизации?
3. Переводится ли на уплату ЕНВД деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем?


1. Восстановление амортизационной премии при реализации основного средства - первые разъяснения Минфина России
Письмо Минфина России от 23.01.2009 N 03-03-06/1/30

Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены многочисленные изменения, которые коснулись порядка начисления амортизации по основным средствам. Так, с 1 января 2009 г. согласно абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ при создании и приобретении, а также реконструкции, модернизации и т.п. основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам, налогоплательщик вправе единовременно включить в состав расходов до 30 процентов их первоначальной стоимости (в отличие от ранее установленных 10 процентов). Кроме того, п. 9 ст. 258 НК РФ дополнен новым положением (абз. 4) о необходимости восстановления амортизационной премии при реализации основного средства, если с момента введения его в эксплуатацию не прошло пяти лет. Однако указанное требование вызывает вопросы, связанные с применением его на практике.

Так, в НК РФ нет уточнения, когда должна восстанавливаться амортизационная премия: в периоде ее применения или реализации основного средства. В рассматриваемом Письме Минфин разъяснил, что суммы, учтенные в расходах в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, восстанавливаются и включаются в налоговую базу в том отчетном (налоговом) периоде, в котором реализуется основное средство.

Однако это лишь один вопрос, на который финансовое ведомство дало ответ, но остались и другие. Обозначим некоторые из них.

Во-первых, при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить сумму доходов от указанной операции на остаточную стоимость реализованного имущества (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ), но при расчете амортизации основных средств, по которым применена амортизационная премия, данная сумма не учитывается (абз. 3 п. 9 ст. 258 НК РФ). В связи с этим возникает вопрос, теряет ли организация 10 (30) процентов первоначальной стоимости основного средства, восстанавливая амортизационную премию и включая ее в доходы. По нашему мнению, восстановленную премию можно вновь включить в расходы. Дело в том, что в абз. 3 п. 9 ст. 258 НК РФ не предусмотрено уменьшения размера первоначальной стоимости основных средств на сумму амортизационной премии, а лишь установлено ограничение в части включения затрат для дальнейшей амортизации ОС. Речь идет о 10 (30) процентах первоначальной стоимости основных средств, единовременно отнесенных на расходы, на момент продажи которых эти суммы восстанавливаются. Следовательно, первоначальная стоимость основного средства включает амортизационную премию и рассчитывается как сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором данное имущество пригодно для эксплуатации (п. 1 ст. 257 НК РФ). Поэтому налогоплательщик в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ вправе уменьшить сумму доходов от реализации имущества на остаточную стоимость ОС с учетом амортизационной премии.

Во-вторых, согласно абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ необходимо восстанавливать амортизационную премию при реализации основного средства, в отношении которого она использована, если с момента введения его в эксплуатацию не прошло пяти лет. Возможна ситуация, когда продается самортизированное основное средство, относящееся к первой - третьей амортизационной группам (со сроком полезного использования свыше одного года и до пяти лет включительно). Нужно ли восстанавливать сумму амортизационной премии в данном случае? В абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ исключений не содержится, поэтому формально это сделать придется. Однако, восстановив в доходах амортизационную премию, можно увеличить остаточную стоимость самортизированного ОС на сумму премии и по правилам пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ уменьшить на эту сумму доходы от реализации основного средства.
Возможно, что в скором времени будут даны разъяснения финансового ведомства и по указанным вопросам.



2. Нужно ли восстанавливать НДС по основным средствам, которые списываются до окончания срока амортизации?
Письмо Минфина России от 29.01.2009 N 03-07-11/22

В процессе осуществления деятельности нередки случаи, когда основное средство списывается до окончания срока его амортизации, например, в связи с физическим износом или ликвидацией. Сумма недоначисленной амортизации признается внереализационным расходом, уменьшающим налогооблагаемую прибыль (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Относительно же НДС, принятого по этому объекту к вычету, финансовое ведомство занимает неизменную позицию: списываемый до окончания срока амортизации объект не используется в деятельности, которая облагается НДС, поэтому сумма налога должна быть восстановлена (Письма Минфина России от 07.12.2007 N 03-07-11/617, от 22.11.2007 N 03-07-11/579). С таким выводом согласился и ФАС Центрального округа (Постановление от 19.05.2006 N А48-6754/05-2).

Однако изложенная точка зрения не является единственной. Дело в том, что по основным средствам, приобретенным для осуществления облагаемых НДС операций, "входной" НДС принимается к вычету на основании счетов-фактур после принятия объектов на учет (пп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ). В п. 3 ст. 170 НК РФ перечислены случаи, когда налогоплательщик обязан восстановить ранее принятые к вычету суммы НДС:
- передача имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов;
- использование товаров (работ, услуг) и имущественных прав для операций, не подлежащих налогообложению, а также лицами, не являющимися плательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей плательщика данного налога;
- перечисление покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Данный перечень является исчерпывающим, и случаи списания недоамортизированных объектов основных средств в связи с физическим износом или ликвидацией в нем не упоминаются. Следовательно, правовые основания для восстановления НДС в указанных ситуациях отсутствуют. Судебная практика подтверждает этот вывод, указывая, что при списании имущества до истечения срока его полезного использования НК РФ не обязывает налогоплательщика восстанавливать и уплачивать в бюджет налог на остаточную стоимость имущества, если данные суммы были приняты к вычету и возмещены при постановке на учет основных средств, приобретенных для использования в производстве (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.10.2008 N Ф04-5985/2008(13340-А70-42), ФАС Московского округа от 14.11.2007 N КА-А40/11754-07, ФАС Поволжского округа от 11.10.2007 N А55-733/2007, ФАС Уральского округа от 26.04.2007 N Ф09-2970/07-С2, ФАС Северо-Западного округа от 19.02.2007 N А56-33900/2005). Другие судебные решения см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

В заключение следует отметить, что с учетом позиции финансового ведомства в рассматриваемой ситуации споры с налоговыми органами не исключены, но при обращении в арбитражный суд решение, скорее всего, будет принято в пользу налогоплательщика.


3. Переводится ли на уплату ЕНВД деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем?
Письмо Минфина России от 09.02.2009 N 03-11-09/37

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, которые имеют на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для предоставления таких услуг, может применяться система ЕНВД. В комментируемом Письме финансовое ведомство указало, что при передаче в аренду автомобиля с экипажем арендодатель перейти на уплату ЕНВД не вправе, поскольку такая деятельность не связана с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов, и, соответственно, она должна облагаться в рамках общего режима или УСН. Обосновывается это нормами Гражданского кодекса РФ (гл. 34 "Аренда" и гл. 40 "Перевозка"), из которых следует, что передача в аренду транспортного средства с экипажем не относится к перевозке пассажиров и грузов. Аналогичные разъяснения уже давались Минфином России в Письмах от 30.10.2008 N 03-11-05/265, от 10.07.2007 N 03-11-05/147. Есть судебные решения, подтверждающие такой подход (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2008 N А78-3873/07-С3-12/227-Ф02-1121/08, ФАС Центрального округа от 21.01.2008 N А09-5254/07-16, ФАС Поволжского округа от 14.03.2006 N А12-26964/04-С21, ФАС Уральского округа от 07.02.2008 N Ф09-182/08-С3).

Однако Минфин России в Письме от 23.03.2007 N 03-11-04/3/76 высказывал противоположную точку зрения, утверждая, что налогоплательщики, предоставившие свои автомобили по договору аренды транспортных средств с оказанием услуг по управлению, могут применять ЕНВД. При этом финансовое ведомство руководствовалось Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, в котором аренда грузовиков с водителем относится к деятельности по обеспечению грузовых перевозок автомобильным транспортом, а деятельность по фрахту транспортных средств (аренде) на договорных началах считается деятельностью пассажирского автомобильного транспорта. Некоторые суды придерживаются данной позиции (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2006 N Ф04-1117/2006(20534-А27-32)). Действительно, по договору аренды транспортных средств с экипажем (ст. 632 ГК РФ) арендодатель не только предоставляет их арендатору во временное владение и пользование, но и оказывает услуги по управлению и технической эксплуатации. То есть цель такого договора - предоставление услуг по перевозке силами арендодателя. А согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ деятельность по перевозке пассажиров и грузов переводится на ЕНВД, если налогоплательщик использует не более 20 транспортных средств (принадлежащих ему на праве собственности или ином праве). Поэтому деятельность арендодателя по передаче в аренду автомобиля с экипажем может переводиться на уплату ЕНВД.

Таким образом, по рассматриваемому вопросу нет единого мнения ни у финансового ведомства, ни у арбитражных судов. Поэтому, учитывая последние разъяснения Минфина и многочисленную судебную практику, при передаче в аренду транспортных средств с экипажем арендодателю безопаснее применять общий налоговый режим или УСН, а в случае перехода на ЕНВД в отношении указанной деятельности ему придется, скорее всего, доказывать свою правоту в суде. свою правоту в суде.

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта