Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 12.12.2012

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Введение дополнительных тарифов страховых взносов для некоторых категорий плательщиков, повышение пенсионных взносов для предпринимателей и другие изменения, касающиеся уплаты взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС.
- Внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся НДФЛ и государственной пошлины.


Введение дополнительных тарифов страховых взносов для некоторых категорий плательщиков, повышение пенсионных взносов для предпринимателей и другие изменения, касающиеся уплаты взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС.



Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования"

- В 2014 - 2015 гг. будут применяться те же тарифы страховых взносов, что и в 2012 - 2013 гг.: в рамках предельной величины базы для начисления страховых взносов общая ставка составляет 30 процентов (из них в ПФР - 22 процента, в ФСС - 2,9 процента, в ФФОМС - 5,1 процента). Сверх предельной величины - 10 процентов, данный платеж перечисляется только в ПФР (новая редакция ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
- С 1 января 2014 г. будет изменено распределение пенсионных взносов. На финансирование накопительной части трудовой пенсии необходимо будет перечислять 2 процента или 6 процентов тарифа страховых взносов (новые редакции ст. 33.1, п. 2.1 ст. 22, п. п. 5, 6, 7, 9 ст. 33, ст. 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
- С 1 января 2013 г. на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы, если с указанными лицами заключен срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (новая редакция п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
- С 1 января 2013 г. работодатели лиц, которым в соответствии с подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет, обязаны будут перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы (новая ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
- С 1 января 2013 г. изменен порядок исчисления страховых взносов, уплачиваемых за себя индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой. Фиксированный размер взноса в ПФР будет определяться исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года (новая ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
- С 1 января 2013 г. предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, будут вправе не исчислять и не уплачивать взносы за некоторые периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность (новая ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).


содержание


Внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся НДФЛ и государственной пошлины.



Федеральный закон от 29.11.2012 N 205-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Федеральный закон от 29.11.2012 N 205-ФЗ (далее - Закон 205-ФЗ) внес ряд изменений в положения Налогового кодекса РФ, устанавливающие перечень освобождаемых от НДФЛ доходов, а также регулирующие порядок уплаты и размер государственной пошлины. Рассмотрим эти нововведения.

- НДФЛ

Внесенные изменения прямо предусматривают, что при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, НДФЛ не облагаются как те денежные средства, которые физлица получают из федерального бюджета в рамках Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (материнский (семейный) капитал), так и те, которые получены из региональных и местных бюджетов. Соответствующие поправки внесены в п. 34 ст. 217 НК РФ. Обращаем внимание, что, как разъяснял Минфин России, согласно предыдущей редакции указанной нормы выделенные из местных и региональных бюджетов средства, которые физлица получали в рамках поддержки семей, имеющих детей, не признавались материнским (семейным) капиталом, освобождаемым от НДФЛ (Письмо от 29.03.2011 N 03-04-06/9-59). Однако такие доходы не облагались указанным налогом на основании п. 8 ст. 217 НК РФ, если были предоставлены малоимущим и социально незащищенным категориям граждан (Письмо от 17.09.2012 N 03-04-06/6-280).
Кроме того, освобождается от НДФЛ доход в виде бесплатно полученного физлицом в собственность жилого помещения и земельного участка из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами или законами субъектов РФ. Такая норма предусмотрена новым абз. 3 п. 41 ст. 217 НК РФ.
Следует отметить, что действие положений п. п. 34 и 41 ст. 217 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. 4 ст. 3 Закона 205-ФЗ). Таким образом, в случае получения предусмотренных данными нормами доходов в 2012 г. налогоплательщикам необходимо скорректировать налоговую базу по НДФЛ. Если же такие доходы были получены в 2011, 2010 или 2009 гг., то за этот период необходимо подать декларацию и заявление о возврате излишне уплаченного налога.
С 1 января 2013 г. из содержания п. 37.2 ст. 217 НК РФ будет исключено перечисление требований к молодым медицинским работникам, при соблюдении которых им выплачиваются единовременные компенсационные выплаты согласно ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ". Данные компенсации будут предоставляться таким лицам и в 2013 г. в соответствии с новой редакцией указанного Закона, действующей с 3 декабря текущего года.

- Государственная пошлина

Прежде всего, обращаем внимание, что все изменения, касающиеся положений об уплате государственной пошлины, вступают в силу 29 декабря 2012 г. (п. 2 ст. 3 Закона 205-ФЗ).
Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины по рассматриваемым ими делам, исходя из его имущественного положения. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22 и п. 3 ст. 333.23 НК РФ.
Напомним, что перечисленные судебные органы ранее были вправе только уменьшить размер госпошлины или отсрочить ее уплату. Косвенно этот вопрос был затронут Конституционным Судом РФ. В своем Определении от 13.06.2006 N 274-О он указал, что отсутствие у судов права полностью освобождать лицо от уплаты госпошлины в ряде случаев может быть нарушением принципа беспрепятственного доступа к правосудию.
Внесены изменения, уточняющие, что юрлица, которые вправе проводить оценку имущества и выдавать соответствующие документы в целях расчета госпошлины за совершение нотариальных действий, должны иметь право заключать договор на проведение оценки согласно законодательству РФ об оценочной деятельности (п. 1 ст. 333.25 НК РФ). Требования к таким юрлицам установлены ст. ст. 4 и 15.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Со 100 до 200 руб. увеличен размер госпошлины за госрегистрацию прав и обременений на участки из земель сельскохозяйственного назначения (подп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Существенно повышены размеры госпошлин за действия уполномоченных органов по лицензированию, в частности:
* за предоставление лицензии - с 2 600 руб. до 6 000 руб. (абз. 2 подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Следует отметить, что размер госпошлины за переоформление лицензии в связи с изменением сведений об адресах осуществления деятельности остался на прежнем уровне - 2 600 руб.;
* за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, за предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, за выдачу дубликата лицензии, а также за продление срока действия лицензии - с 200 до 600 руб. (абз. 4, 5, 6, 7 подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Увеличен максимальный размер госпошлины за предоставление лицензии на осуществление банковских операций - с 80 000 до 500 000 руб. (подп. 93 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Кроме того, скорректированы нормы, предусматривающие госпошлины за действия уполномоченных органов, связанные с выдачей лицензий на проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. В частности, с 29 декабря 2012 г. госпошлина будет взиматься за предоставление дубликата такой лицензии (абз. 4 подп. 110 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Ее размер будет составлять 3 000 руб. Вместе с тем исключено положение, предусматривающее госпошлину за продление лицензии на проведение азартных игр.
Внесенные изменения затронули также вопрос взимания госпошлины при передаче имущества в ПИФ (подп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Размер госпошлины остался прежним - 15 000 руб., однако теперь прямо указано, что она уплачивается при регистрации права общей долевой собственности на находящуюся в составе ПИФа недвижимость, в том числе приобретаемую для включения в этот фонд, а также за регистрацию обременения этого права или сделок с данным имуществом.
Подпункт 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, предусматривающий госпошлину за регистрацию прав на участки из земель сельскохозяйственного назначения, теперь дополнен исключением. Согласно ему действие этого подпункта не распространяется на регистрацию участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и других целей, указанных в подп. 24. п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также, что важно, в случае внесения этих земельных участков в ПИФы (приобретения для таких сделок).
Напомним, что ранее этот вопрос неоднократно был предметом рассмотрения арбитражных судов. При регистрации права общей долевой собственности владельцев паев на земельные участки арбитражные суды приходили к выводу о необходимости применения повышенной специальной ставки госпошлины, установленной подп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 N А41-33824/11 (Определением ВАС РФ от 23.10.2012 N ВАС-12543/12 отказано в передаче дела N А41-33824/2011 в Президиум ВАС РФ), ФАС Центрального округа от 05.09.2012 N А23-4047/2011 (Определением ВАС РФ от 23.10.2012 N ВАС-13449/12 отказано в передаче дела N А23-4047/2011 в Президиум ВАС РФ)). Однако ФАС Волго-Вятского округа указывал, что если участок только приобретается для включения в ПИФ, то названная норма не применяется, а госпошлина за регистрацию прав уплачивается по подп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ (Постановление от 14.08.2012 по делу N А43-20704/2011 (Определением ВАС РФ от 10.10.2012 N ВАС-12449/12 отказано в передаче дела N А43-20704/2011 в Президиум ВАС РФ)).
Законодательно закреплено, что госпошлина за госрегистрацию договора об ипотеке и соглашения о его изменении в отношении судна взимается по специальной норме согласно подп. 61 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Соответствующее дополнение внесено в подп. 28 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Напомним, что ранее Налоговый кодекс РФ не давал прямого указания на то, какая из норм подлежит применению при регистрации обременения ипотекой права собственности в отношении судна: общая (за регистрацию договора об ипотеке) или специальная (за регистрацию обременения права на судно). Однако о необходимости применения специальной нормы высказывался Минфин России (Письма от 27.08.2012 N 03-05-06-03/71 и от 16.12.2011 N 03-05-04-03/87).
Вводится госпошлина за выдачу документа о прохождении техосмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним в размере 300 руб. (подп. 41.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Напомним, что госпошлина за выдачу талонов техосмотра для указанных транспортных средств была введена с 1 января 2012 г., однако с 30 августа 2012 г. соответствующее положение утратило силу, и госпошлина с этой даты не взималась (Письма Минфина России от 09.10.2012 N 03-05-04-03/82 и от 02.10.2012 N 03-05-04-03/79).
Кроме того, за выдачу временного удостоверения на право управления самоходными машинами будет уплачиваться госпошлина в размере, установленном для выдачи национального водительского удостоверения или удостоверения тракториста, то есть 400 или 800 руб. в зависимости от расходных материалов (на бумажной или пластиковой основе). Такое дополнение внесено в подп. 43 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Этот вопрос не был урегулирован Налоговым кодексом РФ, при этом Минфин России высказывался противоречиво. В Письме от 08.10.2012 N 03-05-06-03/77 финансовое ведомство разъясняло, что так как самоходные машины являются транспортными средствами, то госпошлина за выдачу временного удостоверения на право управления ими взимается на основании подп. 45 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в размере 500 руб. Однако ранее Минфин России указывал, что уплата госпошлины за такое юридически значимое действие не предусмотрена Налоговым кодексом РФ (Письма от 03.05.2012 N 03-05-04-03/30 и от 09.04.2012 N 03-05-04-03/25).
Также следует отметить, что с 29 декабря 2012 г. госпошлина не будет уплачиваться за проставление апостиля на документах, истребуемых, в частности, в соответствии с международными договорами РФ (подп. 12 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).



содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта