Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 14.07.2010

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Разъяснения ПФР о привлечении к ответственности за неисполнение основных обязанностей плательщиков страховых взносов
- Можно ли при дальнейшем использовании товаров в деятельности, облагаемой НДС, восстановленный ранее налог принять к вычету ?


Разъяснения ПФР о привлечении к ответственности за неисполнение основных обязанностей плательщиков страховых взносов



Распоряжение Правления ПФ РФ от 05.05.2010 N 120р "Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах" вместе с "Методическими рекомендациями по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах"

Правление Пенсионного фонда России утвердило "Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах". Данный документ принят для того, чтобы территориальные органы ПФР единообразно применяли нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регулирующие привлечение плательщиков страховых взносов к ответственности.
Поскольку территориальные органы ПФР будут руководствоваться данными рекомендациями, знание положений данного документа будет полезно компаниям и предпринимателям. Итак, рассмотрим наиболее интересные моменты.

1. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации и предприниматели должны представлять в установленный срок расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Согласно данной статье размер штрафа определяется исходя из суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основе несвоевременно представленного расчета. Он не может быть менее 100 руб. при просрочке не более 180 календарных дней (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) и менее 1000 руб. при более длительной просрочке (ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В п. 2.1 Методических рекомендаций разъяснен порядок применения ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Так, нарушение срока представления расчета территориальный орган ПФР устанавливает в ходе камеральной проверки. Если отчетность вообще не была подана, то привлечь к ответственности за такое нарушение можно лишь по итогам выездной проверки. Правление ПФР особо отмечает, что непредставление расчета за каждый отчетный период является самостоятельным составом.
За нарушение срока представления нулевого расчета Правление ПФР рекомендует взимать штраф в размере 100 руб. Следует отметить, что ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ аналогична ст. 119 НК РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации. При применении данной нормы в отношении нулевой отчетности существует неоднозначная судебная практика. Часть судов придерживается позиции, что при нарушении срока представления нулевых деклараций взимается минимальный штраф, установленный п. 1 ст. 119 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2009 N А56-28215/2007). Этот подход поддерживает и Минфин России (Письмо от 27.10.2009 N 03-07-11/270). Другие суды указывают, что размер штрафа составляет 0 руб., так как он определяется исходя из суммы налога, фактически подлежащей перечислению в бюджет (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.09.2008 N А19-697/08-32-Ф02-4671/08). Отметим, что таких судебных решений больше. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ. Возможно, правоприменительная практика в отношении ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ будет складываться аналогичным образом.
ПФР разъясняет, что наличие переплаты не освобождает от ответственности за нарушение срока представления расчета по взносам, а также не уменьшает размер штрафа. Факт своевременной уплаты страховых взносов не исключает штрафа по ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Отметим, что при применении ст. 119 НК РФ своевременное перечисление налога имеет значение. Так, Минфин России в Письме от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133 указывает, что в этой ситуации необходимо взыскивать штраф в минимальном размере - 100 руб. Некоторые судьи занимают аналогичную позицию (см. Постановление ФАС Уральского округа от 24.09.2007 N Ф09-7145/07-С3). Но большинство судов все же не согласно с таким подходом: штраф определяется исходя из данных, отраженных в декларации (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.11.2007 N А19-1223/07-30-Ф02-8369/07, А19-1223/07-30-Ф02-8373/07). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

2. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов

В соответствии с ч. 1 ст. 18, п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации и предприниматели должны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы. Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Согласно данной норме неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы, неправильного исчисления таких платежей или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Если же данное правонарушение совершено умышленно, то штраф возрастает в два раза - до 40 процентов неуплаченной суммы (ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В Методических рекомендациях ответственности за неуплату страховых взносов посвящен п. 2.2. В нем, в частности, отмечено, что данное правонарушение выявляется в ходе камеральной или выездной проверок. По ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ могут быть оштрафованы организации и предприниматели - работодатели.
Также в п. 2.2 Методических рекомендаций разъяснена объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Поскольку она заключается в неуплате взносов в результате занижения базы, неправильного исчисления таких платежей или других неправомерных действий, это означает, что организация и предприниматель не могут быть оштрафованы за неуплату правильно исчисленных страховых взносов. Следовательно, если у плательщика нет свободных денежных средств для перечисления взносов, он может не опасаться, что его оштрафуют за неуплату. Главное правильно определить базу, исчислить платежи в полном объеме и представить соответствующую отчетность, тогда недоимку можно будет погасить позже. При этом за все время просрочки необходимо будет начислить пени. Следует отметить, что аналогичный подход действует и при неуплате налогов: за непогашение уже имеющейся недоимки привлечь к ответственности по ст. 122 НК РФ нельзя (см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ).
В п. 2.2 Методических рекомендаций разъяснено, в каких случаях при наличии переплаты не возникает ответственности по ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Штрафа не будет, если в предыдущем периоде у компании или предпринимателя имелась переплата, равная или превышающая не перечисленную в последующем периоде сумму взносов. При этом переплата и неперечисленная сумма взносов должны относиться к одному виду страхования и одному внебюджетному фонду. Если же переплата возникла в более поздние периоды, то во избежание штрафа необходимо подать уточненный расчет, а до этого погасить недоимку и перечислить пени (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

3. Отказ или непредставление в установленный срок документов по требованию территориального органа ПФР

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 1 и 5 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики взносов должны в течение 10 дней представлять документы, затребованные территориальными органами ПФР при проведении проверки. Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Согласно данной норме отказ или непредставление в установленный срок запрошенных документов наказывается штрафом в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Рассмотрим наиболее значимые для компаний и предпринимателей рекомендации ПФР, содержащиеся в п. 2.3 Методических рекомендаций. Плательщик взносов обязан представить документы, если ему было вручено требование, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н (ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Данное требование должно содержать наименование, реквизиты и количество документов, имеющих отношение к предмету проверки. К сожалению, в рассматриваемом распоряжении не указано, какие будут последствия при невыполнении таких рекомендаций территориальными органами ПФР. Правомерно ли будет привлечение к ответственности за неисполнение требования, в котором не конкретизирован перечень документов? Как складывается судебная практика по аналогичному вопросу в налоговой сфере, можно узнать из Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Еще один спорный момент, затронутый в п. 2.3 Методических рекомендаций, касается определения величины штрафа за несвоевременное представление документов. Как указывалось выше, размер санкции кратен количеству непредставленных документов (ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Однако в случае нарушения срока выполнения обязанности непредставленных документов нет - они уже получены проверяющими. Значит, размер штрафа составит 0 руб. ПФР вышел из этой ситуации следующим образом: санкция будет исчисляться исходя из количества несвоевременно представленных документов. Следует отметить, что данное разъяснение противоречит ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, так как в нем такой способ определения размера штрафа не предусмотрен.

Итого:

- за несвоевременное представление нулевого расчета по взносам территориальные органы ПФР будут штрафовать на 100 руб.;
- наличие переплаты по взносам или своевременное их перечисление в бюджет не освобождает от ответственности за нарушение срока представления расчета и не уменьшает размер штрафа;
- за неуплату взносов территориальные органы ПФР будут штрафовать организации и предпринимателей - работодателей;
- за неуплату правильно исчисленных взносов территориальные органы ПФР штрафовать не будут;
- при наличии в предыдущем периоде переплаты по тем же взносам, зачисляемым в тот же внебюджетный фонд, за неуплату взносов территориальные органы ПФР штрафовать не будут;
- требование о представлении относящихся к предмету проверки документов должно содержать перечень данных документов с указанием их наименования, реквизитов и количества;
- за несвоевременное представление затребованных в ходе проверки документов территориальные органы ПФР будут штрафовать на 50 руб. за каждый несвоевременно представленный документ.

содержание


Можно ли при дальнейшем использовании товаров в деятельности, облагаемой НДС, восстановленный ранее налог принять к вычету ?



Письмо Минфина России от 23.06.2010 N 03-07-11/265

В Налоговом кодексе РФ установлены требования, при соблюдении которых суммы НДС, предъявленные продавцом при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), покупатель вправе принять к вычету (ст. ст. 171, 172 НК РФ). Однако в некоторых случаях принятый к вычету налог необходимо восстановить (п. 3 ст. 170 НК РФ). Например, когда приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) начинают использоваться в деятельности, не облагаемой НДС, либо при переходе налогоплательщика с общего налогового режима на специальный. Однако на практике возможна следующая ситуация: по основному средству принятая к вычету сумма НДС была восстановлена в связи с использованием в операциях, не облагаемых НДС, а затем данный объект вновь начинает применяться в налогооблагаемой деятельности. Можно ли принять к вычету восстановленную сумму налога?
Минфин России считает, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает принятие к вычету ранее восстановленных сумм налога. Согласно п. 3 ст. 170 НК РФ при восстановлении НДС эта сумма учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ. Дальнейшее использование товаров (работ, услуг) в операциях, облагаемых НДС, не дает права налогоплательщику вновь принять налог к вычету. Подобная позиция содержится в Письмах Минфина России от 29.01.2009 N 03-07-11/23, от 08.10.2008 N 03-07-07/101, от 11.04.2007 N 03-07-11/100.
Однако точка зрения финансового ведомства является спорной. Дело в том, что в ст. ст. 171 и 172 НК РФ установлен общий порядок принятия "входного" НДС к вычету. Для применения вычета принять товары на учет, иметь в наличии счет-фактуру и использовать товары (работы, услуги) в операциях, облагаемых НДС. Если налогоплательщик начинает вновь использовать в облагаемой НДС деятельности товары, налог по которым был восстановлен, то все требования для принятия налога к вычету опять соблюдаются.
Таким образом, в Налоговом кодексе РФ не содержится запрета на вычет ранее восстановленного налога при дальнейшем использовании товаров в деятельности, облагаемой НДС. Однако такую позицию налогоплательщику придется отстаивать в суде. Следует отметить, что судебная практика по данному вопросу еще не сложилась.

содержание

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта