![]() |
![]() |
|
Новые документыОбзор от 15.01.2014(Все обзоры)Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.
Новые изменения налогового законодательства: налог на прибыль, НДС, НДФЛ.Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Налог на прибыль С 1 января 2014 г.: - урегулирован вопрос учета в доходах и расходах процентов в случае, когда их выплата происходит не ежемесячно, а в иной предусмотренный договором срок (п. 6 ст. 271, п. 8 ст. 272, п. 4 ст. 328 НК РФ); - в Налоговом кодексе РФ закреплено, что убытки можно переносить на конец отчетного периода (п. 1 ст. 283 НК РФ); - установлено, что доходы, полученные при уменьшении уставного капитала, в пределах вклада не учитываются в целях налога на прибыль (подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ); - скорректирован порядок определения цены приобретения имущественных прав в целях уменьшения дохода от их реализации (подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ); - урегулирован вопрос о порядке налогообложения процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о банкротстве (подп. 2 п. 4 ст. 271, подп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ). С 1 января 2015 г.: - изменится порядок учета процентов по долговым обязательствам (п. п. 1, 1.1, 1.2 ст. 269 НК РФ); - будет урегулирован вопрос о налогообложении ценных бумаг при погашении их номинальной стоимости частями (п. 3 ст. 271, подп. 7 п. 7 ст. 272, п. 6 ст. 280 НК РФ); - расходы по погашению собственных эмиссионных долговых ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, можно будет учитывать в части (подп. 3.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). НДС С 1 января 2014 г.: - по льготным операциям счета-фактуры выставлять не нужно (п. 5 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ); - введены новые налоговые льготы (подп. 29, 30 п. 2, подп. 15.2 п. 3 ст. 149 НК РФ). С 1 апреля 2014 г.: - установлены особенности расчета пропорции при осуществлении как облагаемых НДС операций, так и освобожденных от налогообложения (п. п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ); - расширен перечень организаций, которые вправе включать в затраты "входной" НДС (п. 5 ст. 170 НК РФ). НДФЛ С 1 января 2015 г.: - установлены особенности определения налоговой базы по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (п. п. 12, 14, 20 ст. 214.1, п. п. 9.1, 15 ст. 226.1 НК РФ); - введены инвестиционные налоговые вычеты (ст. 219.1 НК РФ); - уточнен перечень доходов, полученных от источников за пределами РФ (подп. 1 п. 3 ст. 208 НК РФ); - установлены особенности определения налоговой базы по операциям с депозитарными расписками и представляемыми ценными бумагами (п. п. 6.1, 13 ст. 214.1 НК РФ). содержание С 1 января 2014 г. введена специальная оценка условий труда и установлены новые дополнительные тарифы на пенсионные взносы для работников вредных и опасных производств.Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда". - Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Законом N 426-ФЗ. Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Согласно внесенным изменениям ч. 4 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ утратила силу (подп. "г" п. 4 ст. 13 Закона N 421-ФЗ). По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Закона N 426-ФЗ). Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах). По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться. Существенным нововведением является установление в ст. 14 Закона N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу). Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации. Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Закона N 426-ФЗ). Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов (ч. 2 ст. 27 Закона N 426-ФЗ). Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Закона N 421-ФЗ). - Изменены дополнительные тарифы взносов на солидарную часть пенсии в отношении выплат и вознаграждений физлицам для назначения досрочной трудовой пенсии в случае проведения специальной оценки условий труда В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ с 1 января 2013 г. устанавливались дополнительные тарифы страховых взносов для лиц, выплачивающих вознаграждения физлицам, которые заняты на определенных видах работ, в связи с чем имеют право на досрочную пенсию по старости согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года. Частью 4 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ было предусмотрено освобождение работодателя от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда. С 1 января 2014 г. утратила силу ч. 4 и была введена ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, которой установлены дополнительные тарифы страховых взносов на солидарную часть пенсии в зависимости от результатов специальной оценки условий труда. Если по итогам такой оценки условия труда будут признаны вредными или опасными (классы 3 с подклассами и 4 соответственно), то работодатели в отношении выплат лицам, имеющим право на досрочную пенсию по старости, должны будут применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов. Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф составит 0 процентов, т.е. по сути работодатель будет освобожден от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Следует отметить, что тарифы, предусмотренные в ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, применяются вместо упомянутых дополнительных тарифов, которые установлены ч. 1 и 2 данной статьи. Аналогичные изменения внесены и в ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". - Новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов Статья 8 Закона N 212-ФЗ была дополнена ч. 5.1 и 5.2, согласно которым с 2015 г. устанавливается новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов для страхователей, выплачивающих вознаграждения и производящих иные выплаты физлицам. Так, на период с 2015 по 2021 гг. ее будет утверждать Правительство РФ с учетом размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и повышающего коэффициента, величина которого на каждый год названного периода предусмотрена в ч. 5.1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ. Значение данного коэффициента будет постепенно повышаться (с 1,7 в 2015 г. до 2,3 в 2021 г.). В дальнейшем, т.е. с 2022 г., предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная на предыдущий год, будет индексироваться (ч. 5.2 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Прежним остается порядок округления: сумма от 500 руб. округляется до полной тысячи, сумма менее 500 руб. отбрасывается (ч. 5, абз. 3 ч. 5.1, ч. 5.2 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Напомним, что предельная величина базы для начисления страховых взносов на 2014 г. установлена Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 и составляет 624 тыс. руб. (подробнее см. выпуск обзора от 11.12.2013). - Смягчена ответственность страхователей за непредставление (представление недостоверных) сведений персонифицированного учета С 1 января 2014 г. вступила в силу новая редакция ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Согласно внесенным изменениям смягчена ответственность страхователя за непредставление либо представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета. Теперь размер санкции составляет 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленных к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены (представлены неполные или недостоверные) сведения. Напомним, что ранее со страхователя взыскивали 10 процентов от суммы платежей в ПФР, причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год. - Форма и порядок расчета по взносам утверждается контролирующим органом Согласно п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В настоящее время форма такого расчета и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минтруда России от 28.12.2012 N 639н. С 1 января 2014 г. форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам будет устанавливать контролирующий орган, т.е. Пенсионный фонд РФ, по согласованию с Минтрудом России. Соответствующие изменения внесены в названный п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ. - Расширены основания для переквалификации отношений по гражданско-правовым договорам в трудовые Согласно ст. 12 Закона N 421-ФЗ внесен ряд изменений в Трудовой кодекс РФ. В частности, с 1 января 2014 г. в новой редакции изложены ч. 4 ст. 11, ст. ст. 15 и 16 ТК РФ, а также введена новая ст. 19.1 ТК РФ. Все поправки касаются порядка признания трудовыми отношений по заключенным гражданско-правовым договорам (далее - ГПД). В случае переквалификации на такие отношения распространяются нормы трудового законодательства. Напомним, что ранее в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ лишь суд мог признать отношения, возникшие из ГПД, трудовыми. Теперь в силу ч. 1 ст. 19.1 ТК РФ это может сделать: - заказчик - по ГПД на основании письменного заявления физлица-исполнителя и (или) не обжалованного в суд предписания госинспектора труда; - суд - по обращению физлица-исполнителя либо на основании соответствующих материалов, направленных госинпекцией труда или иными уполномоченными органами (лицами). Исключительно судебный порядок переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые сохраняется в случаях, когда такие отношения уже прекращены (ч. 2 ст. 19.1 ТК РФ). В силу ч. 3 ст. 19.1 ТК РФ все неустранимые сомнения при разрешении споров по данному вопросу трактуются в пользу существования трудовых, а не гражданско-правовых отношений. Необходимо обратить внимание на то, что в подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ и п. 4 ч. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрены одинаковые положения: в случае переквалификации сделки налоговый орган (орган контроля за уплатой взносов) взыскивает недоимку исключительно в судебном порядке. Однако в отношении налоговой недоимки Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.07.2013 N 3372/13 отметил следующее: если решение о привлечении к ответственности, на основании которого вынесено решение о взыскании налога, оспорено в суде и признано законным, то инспекция вправе взыскать налог во внесудебном порядке. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ. содержание (Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")
|
По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
|
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта
|