Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 16.04.2014

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Минфин разъяснил, когда продавец может принять к вычету НДС с предоплаты, полученной по прекращенному договору.
- Минфин разъяснил, как действует приостановление операций по счетам в условиях новой очередности списания денежных средств при их недостаточности.


Минфин разъяснил, когда продавец может принять к вычету НДС с предоплаты, полученной по прекращенному договору.



Письмо Минфина России от 01.04.2014 N 03-07-РЗ/14444.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что при возврате продавцом покупателю авансовых платежей, с которых был уплачен НДС в бюджет, сумму налога продавец вправе принять к вычету. Согласно абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ такой возврат возможен в ситуациях, когда стороны изменяют условия договора или расторгают его.
На практике в указанных случаях сумма предоплаты не всегда фактически возвращается продавцу, однако это не означает, что он не сможет применить вычет. Так, по мнению Минфина России, данное правило используется, когда стороны производят взаимозачет полученных друг от друга авансовых платежей. А вот если сумма предоплаты по расторгнутому договору засчитывается продавцом в счет предстоящей поставки товаров по новому договору, то приведенная норма не применяется. Аналогично и в случае заключения соглашения о новации обязательства по поставке предварительно оплаченных товаров в заемное обязательство - вычет по п. 5 ст. 171 НК РФ неправомерен.
Рассмотрим обозначенные ситуации подробнее.

- Взаимозачет встречных авансов

Финансовое ведомство разъяснило, что налог с предоплаты подлежит вычету, если стороны осуществляют взаимозачет в отношении сумм авансовых платежей, полученных взаимно. В случае заключения соответствующего соглашения о взаимозачете суммы авансовых платежей для целей НДС считаются возвращенными. Это объясняется тем, что в силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования.
Подобное мнение Минфин России уже высказывал (Письма от 11.09.2012 N 03-07-08/268, от 22.06.2010 N 03-07-11/262), хотя ранее разъяснял, что данный подход не распространяется на случай зачета полученной суммы аванса в счет уплаты штрафных санкций (возмещения убытков) при расторжении договора (Письмо от 25.04.2011 N 03-07-11/109). Большинство арбитражных судов приходят к выводу, что при расторжении договора и проведении зачета в счет встречного обязательства продавец вправе принять к вычету НДС с авансовых платежей. Подборку судебных решений см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

- Зачет аванса, полученного по расторгнутому договору, в счет поставки по новому договору

Если производится зачет авансового платежа по расторгнутому договору в счет предстоящей поставки по новому договору и сумма предоплаты не возвращается, то, как считает финансовое ведомство, оснований для вычета, предусмотренного абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ, нет.
Такая точка зрения уже высказывалась Минфином России (Письмо от 29.08.2012 N 03-07-11/337), но не нашла поддержки в арбитражной практике. ФАС Московского округа пришел к следующему выводу: при изменении условий договоров и зачете авансов в счет исполнения обязательств по другим договорам фактически происходит возврат предоплаты, что дает право на вычет налога по основаниям, установленным п. 5 ст. 171 НК РФ (Постановление от 14.08.2013 N А40-134057/12-140-934).
Однако справедливости ради стоит отметить: финансовое ведомство, указав на неприменение вычета по п. 5 ст. 171 НК РФ при расторжении первоначального договора и заключении нового, разъяснило, что налог можно предъявить к вычету с даты отгрузки по новому договору на основании п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ.

- Новация долга по возврату предоплаты в заемное обязательство

По мнению Минфина России, при заключении соглашения о новации обязательства по поставке предварительно оплаченных товаров в заемное обязательство применить правило абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ нельзя. Ведомство аргументирует свою точку зрения тем, что в этом случае сумма авансовых платежей продавцом не возвращается. Данный вывод поддерживается отдельными арбитражными судами.
Вместе с тем в силу ст. 414 ГК РФ при новации у одной из сторон договора появляется новое обязательство, предусматривающее иной предмет или способ исполнения, а старое обязательство прекращается. Таким образом, прекращается обязательство по возврату предоплаты и возникает новое обязательство - заемное. Однако согласно подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ операции займа в денежной форме (включая проценты по ним) не облагаются НДС. А это означает, что в связи с новированием обязательства возникает переплата по налогу.
Некоторые арбитражные суды считают, что в рассматриваемой ситуации все-таки применяется п. 5 ст. 171 НК РФ и при новации налогоплательщик вправе заявить вычет по НДС, исчисленному с полученных ранее авансов. Подборку судебной практики по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.


содержание


Минфин разъяснил, как действует приостановление операций по счетам в условиях новой очередности списания денежных средств при их недостаточности.



Письмо Минфина России от 06.03.2014 N 03-02-07/1/9689.

Минфин России разъяснил, что приостановление операций по счетам налогоплательщика для обеспечения взыскания денежных средств на основании решения налогового органа распространяется на операции по требованиям, которые относятся к третьей, четвертой и пятой очереди, за исключением операций, поименованных в п. 1 ст. 76 НК РФ. При этом относительно третьей очереди указано, что приостановление распространяется на расходные операции по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, если соответствующие платежные документы поступили позднее поручения налогового органа.
Данное разъяснение связано с тем, что с 14 декабря 2013 г. действует новая очередность списания денежных средств со счета должника, если их недостаточно для удовлетворения всех предъявляемых требований. Теперь налоги, перечисляемые по поручениям владельцев счетов в добровольном порядке, относятся к пятой очереди (абз. 6 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Налоги, взыскиваемые по поручениям налоговых органов в принудительном порядке, списываются, как и ранее, в третью очередь (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Аналогично осуществляется списание денежных средств в счет уплаты страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Подробнее об этом см. в выпусках обзора "Новые документы для бухгалтера" от 25.12.2013 и от 19.02.2014.
В связи с изменением очередности возник вопрос, на какие расходные операции по счету не распространяется действие решения инспекции о приостановлении операций по счету, принятого в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 76 НК РФ для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, а также предусмотренных гл. 9 НК РФ процентов. О неоднозначности, возникшей из-за того, что в п. 2 ст. 855 ГК РФ прямо не упомянуты пени, штрафы и проценты, см. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.
В силу абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых согласно гражданскому законодательству РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и их перечислению в бюджетную систему РФ (далее по тексту будут упоминаться только налоги). В приведенной норме такие понятия, как "исполнение обязанности по уплате налогов", "списание денежных средств в счет уплаты налогов", используются без уточнения, в добровольном или принудительном порядке исполняется соответствующая обязанность и списываются денежные средства. Отметим, что до 14 декабря 2013 г. данное уточнение не имело значения, поскольку уплата налогов и в принудительном, и в добровольном порядке относилась к одной очереди - третьей.
Минфин России пришел к указанному выше выводу, возможно, исходя из того, что в абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ имеется в виду именно принудительный порядок исполнения обязанности по уплате налогов. Такой вывод можно сделать, проанализировав абз. 4 и 5 комментируемого Письма.
Так, в абз. 4 Письма ведомство, ссылаясь на п. п. 1 и 8 ст. 45, п. п. 1 и 10 ст. 46 НК РФ, отмечает следующее. Обязанность по уплате налога исполняется или самостоятельно налогоплательщиком, или в принудительном порядке по решению инспекции путем обращения взыскания на денежные средства на счетах в банках и электронные денежные средства.
В абз. 5 Письма поясняется, что исполнение требований по списанию денежных средств, предусмотренных в первую, вторую и третью (в зависимости от календарной очередности поступления платежных документов) очередь, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов посредством взыскания этих платежей. То есть Минфин России рассматривает только принудительный порядок взыскания. И на основании этого он делает вывод, что приостановление распространяется на третью (в части оплаты труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), если платежные документы поступили позднее поручения налогового органа), четвертую и пятую очередь, за исключением операций, указанных в п. 1 ст. 76 НК РФ.
Отметим, что из данного Письма неясно, можно ли уплатить налоги в добровольном порядке в случае приостановления операций по счету, поскольку Минфин России не дает прямого ответа на этот вопрос, а лишь ссылается на п. 1 ст. 76 НК РФ. Если придерживаться точки зрения, что под "исполнением обязанности по уплате налогов" понимается принудительное взыскание, а под "списанием денежных средств в счет уплаты налогов" - списание в счет такого принудительного взыскания, то уплатить налоги самостоятельно в добровольном порядке налогоплательщик не сможет. Если же исходить из того, что под "исполнением обязанности по уплате налогов" понимается принудительное взыскание, а под "списанием денежных средств в счет уплаты налогов" - как списание в счет такого принудительного взыскания, так и списание в счет добровольной уплаты, то перечислить налоги в добровольном порядке налогоплательщик сможет.
На наш взгляд, возникшая неопределенность сохранится до того момента, пока не будут внесены изменения в абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ, благодаря которым можно будет однозначно сказать, что в указанном абзаце имеется в виду принудительное взыскание налога.
До тех пор пока абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ не будет скорректирован, с позицией Минфина России можно не согласиться и исходить из того, что под "исполнением обязанности по уплате налогов" понимается самостоятельное исполнение налогоплательщиком данной обязанности, а под "списанием денежных средств в счет уплаты налогов" - списание средств в счет уплаты налогов в добровольном порядке. При такой трактовке абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на первые четыре очереди и добровольную уплату налогов, включенную в пятую очередь. Отметим, что эту точку зрения необходимо будет отстаивать в суде. Дополнительную мотивировку в ее пользу см. в Практическом пособии по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.
Необходимо обратить внимание на Письмо Минфина России от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9526. В нем, в частности, также рассмотрен вопрос о приостановлении операций по счетам. В отличие от комментируемого Письма, в нем приведена ситуация, когда операции приостановлены из-за непредставления налоговой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ). Напомним, что на основании п. 3 ст. 76 в совокупности с п. 6 ст. 6.1 НК РФ инспекция вправе принять соответствующее решение, если налогоплательщик-организация не представит декларацию в течение 10 рабочих дней после истечения установленного срока ее подачи.
В такой ситуации, по мнению ведомства, приостанавливаются расходные операции по требованиям, относящимся к четвертой и пятой очереди, за исключением операций, указанных в п. 1 ст. 76 НК РФ. Вероятно, о третьей очереди не упоминается, потому что в этой ситуации нет решения о взыскании и, соответственно, отсутствует поручение налогового органа на списание денежных средств, относящееся к третьей очереди. Дополнительно см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта