|
Новые документыОбзор от 26.08.2009(Все обзоры)Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.
Как при реализации основного средства, по которому была применена амортизационная премия, определяется его остаточная стоимость ?Письмо ФНС России от 10.06.2009 N ШС-22-3/461@ "О порядке восстановления амортизационной премии в 2009 году" В текущем году одной из наиболее обсуждаемых тем, связанных с внесением изменений в налоговое законодательство, является порядок восстановления амортизационной премии. Напомним, что с 1 января 2009 г. налогоплательщик должен восстановить (включить в доходы) амортизационную премию, если основное средство, по которому она применялась, реализуется в течение пяти лет с момента ввода в эксплуатацию (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ). Минфин неоднократно разъяснял некоторые моменты, касающиеся данного порядка, но вопрос, который волнует многих налогоплательщиков, так и остался спорным: можно восстановленную премию учесть в расходах или эта сумма (10 - 30 процентов первоначальной стоимости объекта) "теряется", если основное средство реализуется ранее пяти лет с момента ввода в эксплуатацию? Финансовое ведомство указывает, что восстановленная сумма амортизационной премии не учитывается в составе расходов ни в периоде восстановления, ни позже (Письма Минфина России от 16.03.2009 N 03-03-05/37, от 16.03.2009 N 03-03-06/2/142, от 06.05.2009 N 03-03-06/2/94). ФНС поддерживает данный подход в Письмах от 10.06.2009 N ШС-22-3/461@, от 27.03.2009 N ШС-22-3/232@. Иная точка зрения по данному вопросу представлена в Практическом комментарии основных изменений налогового законодательства с 2009 года. Что касается определения остаточной стоимости реализуемого основного средства, по которому была применена амортизационная премия, то здесь можно выделить несколько подходов к ее расчету. По мнению Минфина России, расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ, уменьшают первоначальную стоимость основных средств, поскольку объекты учитываются в составе амортизационных групп за вычетом не более 10 (30) процентов их первоначальной стоимости. При этом остаточная стоимость реализуемого основного средства не должна включать в себя амортизационную премию (Письмо от 21.05.2009 N 03-03-06/1/336). Для наглядности рассмотрим данный подход на условном примере. Допустим, первоначальная стоимость основного средства - 30 000 руб., расходы на капвложения учтены в периоде ввода объекта в эксплуатацию в размере 10 процентов первоначальной стоимости (3000 руб.), а сумма начисленной амортизации с момента ввода в эксплуатацию до дня продажи составляет 7000 руб. Таким образом, расчет будет выглядеть следующим образом: Первоначальная стоимость ОС: 30 000 руб. - 3000 руб. = 27 000 руб. Остаточная стоимость ОС: 27 000 руб. - 7000 руб. = 20 000 руб. В комментируемом Письме налоговая служба по-своему истолковала порядок определения остаточной стоимости объекта (в случае применения по нему амортизационной премии) и пришла к следующему выводу: при реализации основного средства до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию доходы от его продажи уменьшаются на остаточную стоимость данного объекта. При этом остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации, которая включает амортизационную премию. Объясняется это тем, что, по мнению ФНС России, расходы в виде амортизационной премии являются составной частью амортизационных отчислений, то есть входят в сумму начисленной за период эксплуатации объекта амортизации (п. 1 ст. 257, п. 3 ст. 272 НК РФ). При этом налоговая служба не говорит о том, что суммы амортизационной премии уменьшают первоначальную стоимость основных средств. Поэтому исходя из условий примера, приведенного ранее, получается: Остаточная стоимость ОС: 30 000 руб. - (7000 руб. + 3000 руб.) = 20 000 руб. Для прояснения данного вопроса обратимся к Налоговому кодексу РФ. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества доходы от его продажи уменьшаются на остаточную стоимость, которая определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 257 НК РФ. Согласно абз. 8 п. 1 ст. 257 НК РФ остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации. Первоначальная стоимость основного средства представляет собой сумму расходов по его приобретению, сооружению, изготовлению, доставке и доведению до состояния, в котором оно пригодно для использования. В силу абз. 3 п. 9 ст. 258 НК РФ после ввода объектов в эксплуатацию они включаются в амортизационные группы (подгруппы) по первоначальной стоимости за вычетом не более 10 (30) процентов от нее, отнесенных на расходы отчетного (налогового) периода. Таким образом, указанной нормой ограничивается сумма затрат, которая в дальнейшем подлежит амортизации: первоначальная стоимость, уменьшенная на амортизационную премию. Кроме того, из п. 3 ст. 272 НК РФ следует, что понятия "начисленная амортизация" и "амортизационная премия" различаются. Так, амортизационная премия признается в качестве косвенных расходов (абз. 2 п. 3 ст. 272 НК РФ), а суммы начисленной амортизации могут быть отнесены к прямым расходам (абз. 2 п. 3 ст. 272 и абз. 8 п. 1 ст. 318 НК РФ). Поэтому утверждение Федеральной налоговой службы о том, что амортизационная премия является составной частью признаваемой в расходах суммы амортизации, спорно. Еще одним подтверждением того, что в сумму начисленной за период эксплуатации основного средства амортизации не включается амортизационная премия, служит введенный с 1 января 2009 г. новый порядок определения остаточной стоимости имущества, которое амортизируется нелинейным методом. В этом случае остаточная стоимость определяется по формуле, установленной в абз. 11 п. 1 ст. 257 НК РФ, и показатель "амортизационная премия" в данной формуле отсутствует. Следовательно, если руководствоваться таким подходом и использовать условия того же примера, то расчет будет выглядеть так: Остаточная стоимость ОС: 30 000 руб. - 7000 руб. = 23 000 руб. Теперь вернемся к тому, что при реализации амортизируемого имущества доходы от его продажи уменьшаются на остаточную стоимость (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Если использовать заданные условия примера и предположить, что основное средство, по которому применялась амортизационная премия, реализуется по цене 25 000 руб., то на основе полученных данных можно рассчитать доход налогоплательщика от реализации амортизируемого имущества. Он будет равен: 1) 25 000 руб. - 20 000 руб. = 5000 руб. (исходя из позиции Минфина и ФНС России); 2) 25 000 руб. - 23 000 руб. = 2000 руб. (исходя из предложенной точки зрения). Таким образом, остаточную стоимость реализуемого основного средства, по которому применялась амортизационная премия, можно рассчитать как разницу между первоначальной стоимостью объекта (все расходы по приобретению и доведению до состояния, пригодного для использования, без вычета амортизационной премии) и остаточной стоимостью (начисленная амортизация без учета амортизационной премии). Именно такой расчет остаточной стоимости следует применять при определении дохода от продажи амортизируемого имущества, если в отношении него применялась амортизационная премия, однако в данном случае вероятны претензии со стороны налоговых органов. содержание Требуется ли сообщать в инспекцию о случаях своего участия в некоммерческих организациях?Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-02-07/1-369 Согласно пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ компании обязаны сообщать в инспекцию по месту своего нахождения обо всех случаях своего участия в российских и иностранных организациях. Компания, которая является членом саморегулируемой организации, созданной в форме некоммерческого партнерства, обратилась в Минфин за разъяснениями, требуется ли ей сообщать о своем членстве в налоговый орган. По мнению финансового ведомства, делать это необходимо. Минфин ссылается на положения Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", в соответствии с п. 1 ст. 3 которого к саморегулируемым относятся некоммерческие организации, основанные на членстве и объединяющие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. Согласно п. 3 ст. 2 данного Закона субъектами предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и ведущие предпринимательскую деятельность. Следовательно, по мнению Минфина, в данном случае речь идет об участии одной организации в другой, и компании - члены саморегулируемой организации обязаны сообщать об этом в инспекцию. В то же время необходимо отметить следующее. С 2007 г. формы, по которым организации и предприниматели должны представлять в налоговые органы сведения, указанные в п. 2 ст. 23 Кодекса, являются не рекомендуемыми, а обязательными. В п. 7 ст. 23 НК РФ говорится, что данные сведения подаются только по установленным формам. Форма N С-09-2 "Сообщение об участии в российских и иностранных организациях" утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@. Согласно данной форме организации и предприниматели должны уведомлять инспекции не только об участии, но и о своей доле участия в других иностранных и российских компаниях с указанием этой доли в процентах. Могут ли выполнить это требование участники (члены) некоммерческой организации? В соответствии со ст. 66 Гражданского кодекса РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. К хозяйственным товариществам относятся полные товарищества и товарищества на вере (ч. 2 ст. 66 ГК РФ), а к хозяйственным обществам - акционерные общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ч. 3 ст. 66 ГК РФ). Именно в отношении данных организаций правомерно говорить о доле участия в них иных компаний, о которой требуется сообщать в инспекцию. Некоммерческие же организации уставный капитал не формируют, и долю участия в них иных компаний определить невозможно. Именно к таким выводам пришел Конституционный Суд РФ в своем Определении от 18.01.2005 N 8-О. Предметом его рассмотрения стала схожая проблема, связанная с применением упрощенной системы налогообложения. Согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН те организации, в которых доля участия других компаний превышает 25 процентов. При рассмотрении жалобы общественной организации, которой было отказано в переходе на УСН, Конституционный Суд указал следующее. Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для создания общественной организации требуется созыв съезда (конференции), на котором и принимается соответствующее решение. Обязанность же сформировать уставный (складочный) капитал данным Законом не предусмотрена, что влечет невозможность четко и однозначно определить долю непосредственного участия каждой компании, которая является членом общественной организации, в ее деятельности. Кроме того, поскольку члены общественного объединения имеют равные права и обязанности, а членские взносы вносятся ими в равных размерах и на равных основаниях, невозможно установить степень влияния того или иного члена при принятии решения организацией, а значит - определить долю непосредственного участия членов общественной организации в ее деятельности. Данные выводы Конституционного Суда полностью применимы и к рассматриваемому вопросу. Не только саморегулируемые, но и иные некоммерческие организации не формируют уставный (складочный) капитал. Следовательно, определить долю участия, как указано в форме N С-09-2, по отношению к этим организациям нельзя, а уведомлять налоговые органы необходимо именно о доле их участия. Поэтому организации - участники иных некоммерческих организаций вправе не подавать в инспекции эту форму. В заключение отметим, что даже в случае спора с налоговым органом цена вопроса невелика: согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление данных сведений штраф составляет 50 руб. за один документ. содержание Распределяется ли для целей ЕНВД численность административно-управленческого и вспомогательного персонала, участвующего одновременно в нескольких видах деятельности налогоплательщика ?Письмо ФНС России от 08.05.2009 N 3-2-16/49@ "О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход" Зачастую налогоплательщик, помимо деятельности, переведенной на ЕНВД, ведет и другие виды деятельности, которые облагаются в рамках иных режимов. При этом некоторые его сотрудники (например, бухгалтер, экономист, секретарь, водитель, уборщица, грузчик и др.) участвуют одновременно во всех видах деятельности. Для расчета суммы единого налога при осуществлении отдельных видов деятельности (в частности, при оказании бытовых, ветеринарных услуг, при развозной и разносной розничной торговле и др.) используется физический показатель базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Главой 26.3 НК РФ определено, что под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех сотрудников, в том числе выполняющих работу по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст. 346.27 НК РФ). ФНС России отмечает, что порядок распределения численности работников административно-управленческого и обслуживающего персонала при осуществлении нескольких видов деятельности, по одному из которых уплачивается ЕНВД и используется данный физический показатель базовой доходности, Налоговым кодексом РФ не определен. Поэтому во избежание двойного налогообложения дохода от деятельности, в которой используется труд указанных работников, при определении физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" среднесписочную численность административно-управленческого (руководителей, работников финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб) и обслуживающего персонала (дворников, уборщиц, охранников, сторожей, водителей и т.п.), участвующего одновременно во всех видах осуществляемой налогоплательщиком деятельности, следует распределить пропорционально среднесписочной (средней) численности работников за налоговый период по каждому виду деятельности. Только если распределить таких сотрудников по видам деятельности невозможно, величина физического показателя определяется исходя из общей численности работников. Отметим, что такой порядок расчета был предусмотрен и в утративших силу Методических рекомендациях (утв. Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/707), и позднее он был также рекомендован налогоплательщикам Минфином России в Письме от 18.03.2003 N 04-05-12/21. Однако позднее Минфин России по данному вопросу выразил иное мнение: количество работников, занятых одновременно в нескольких видах деятельности, по одному из которых рассчитывается ЕНВД с использованием физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", распределять ни при каких обстоятельствах нельзя, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом (Письма от 06.03.2009 N 03-11-09/88, от 28.08.2008 N 03-11-04/3/404, от 03.10.2008 N 03-11-04/3/451, от 06.09.2007 N 03-11-05/216, от 27.08.2007 N 03-11-04/3/333). Однако такой расчет приведет к двойному налогообложению доходов, полученных налогоплательщиком от использования в разных видах деятельности труда одних и тех же работников. Следует отметить, что в судебной практике единого подхода к решению данного вопроса также нет. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 09.12.2008 N Ф04-7728/2008(17505-А03-19) указал, что без сотрудников управленческого персонала невозможно получение потенциального дохода, поэтому при расчете единого налога в состав физического показателя "количество работников" необходимо включить руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации. В то же время ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 04.05.2009 N А33-11555/08-Ф02-1726/09 пришел к выводу, что при осуществлении нескольких видов деятельности рассчитывать ЕНВД следует исходя из среднесписочной численности работников, определенной с учетом доли дохода от соответствующей деятельности. Другие же суды признали правомерным расчет такого физического показателя исходя из среднесписочной численности работников, непосредственно занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2008 N А56-42855/2007, ФАС Поволжского округа от 09.10.2008 N А65-9343/2007-СА1-7). Но при этом учитывалось, что работники управленческого аппарата и иные сотрудники получали плату за работу, относящуюся к основному виду деятельности налогоплательщика. Таким образом, при осуществлении налогоплательщиком деятельности, переведенной на ЕНВД, а также других видов деятельности, которые облагаются в рамках иных режимов, для расчета ЕНВД с применением физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" число сотрудников, занятых одновременно в нескольких видах деятельности, можно распределять пропорционально среднесписочной (средней) численности работников, исчисленной за налоговый период по каждому виду деятельности. Это, как отмечено ранее, не приведет к двойному налогообложению полученных налогоплательщиком доходов. Однако в данной ситуации возможны претензии со стороны контролирующих органов, поэтому правомерность такого подхода налогоплательщику, скорее всего, придется доказывать в суде. содержание
|
По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
|
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта
|