Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 27.06.2012

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Может ли инспекция отказать в предоставлении налогоплательщику информации об исполнении его потенциальным контрагентом налоговых обязательств ?
- Можно ли учесть расходы на выплату стипендий соискателям по ученическим договорам ?


Может ли инспекция отказать в предоставлении налогоплательщику информации об исполнении его потенциальным контрагентом налоговых обязательств ?



Письмо Минфина России от 04.06.2012 N 03-02-07/1-134

Зачастую инспекции отказывают налогоплательщикам в вычетах по НДС или признании расходов по налогу на прибыль ввиду неисполнения их контрагентами налоговых обязательств. Данный довод нередко учитывается судом, что приводит к вынесению решения не в пользу налогоплательщика. В такой ситуации налоговые органы и суды указывают, что налогоплательщик при выборе контрагентов не проявил должной осмотрительности и осторожности. При рассмотрении вопроса о признании обоснованности налоговой выгоды суды руководствуются разъяснениями Пленума ВАС РФ (п. 10 Постановления от 12.10.2006 N 53).
Во избежание подобных случаев налогоплательщики запрашивают в инспекциях по месту нахождения контрагентов информацию об исполнении последними налоговых обязанностей или о нарушении ими законодательства о налогах и сборах. Однако инспекции могут отказать в предоставлении подобных сведений, ссылаясь на налоговую тайну (п. 9 ст. 84, п. 1 ст. 102 НК РФ).
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы должны бесплатно предоставлять налогоплательщикам (в том числе в письменной форме) информацию, необходимую для исполнения предусмотренных налоговым законодательством обязанностей. В приведенной норме указано, какие именно сведения имеются в виду. Минфин России в комментируемом Письме отметил, что сведения об исполнении контрагентами обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, в тексте данной нормы не упоминаются. Однако финансовое ведомство ссылается на Определение ВАС РФ от 01.12.2010 N ВАС-16124/10, а также на Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 N А27-25724/2009 и ФАС Уральского округа от 01.09.2010 N Ф09-6957/10-С3, в которых указано, что запрашиваемая информация об исполнении контрагентом обязательств по уплате налогов налоговой тайной не является, поскольку данные сведения необходимы налогоплательщику для проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
В соответствии со ст. 102 НК РФ любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, которая не подлежит разглашению, если иное не предусмотрено федеральным законом. Исключением являются сведения, указанные в п. 1 данной статьи, в частности информация о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ).
Конституционный принцип состоит в том, что каждый обязан платить законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ). При этом обязанность по уплате налогов должна исполняться в определенный срок (ст. 45 НК РФ), а за несоблюдение установленного порядка ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность.
Следовательно, неуплата налога в установленный срок является налоговым правонарушением, поэтому соответствующая информация налоговой тайной не признается. Таким образом, отказ инспекции в предоставлении налогоплательщику сведений о нарушениях, допущенных другими лицами, неправомерен.
Необходимо отметить, что при рассмотрении вопроса о получении налогоплательщиком налоговой выгоды арбитражные суды признают проявлением достаточной осмотрительности истребование у контрагента документов, подтверждающих статус юридического лица (устава, свидетельства о регистрации, лицензий и др.). При этом суды указывают, что сведения о поданных декларациях и суммах уплаченных налогов являются налоговой тайной (ст. 102 НК РФ) и могут быть разглашены только с согласия контрагента (Постановления ФАС Поволжского округа от 18.08.2009 N А55-18682/2008, от 03.04.2009 N А65-8173/2008, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 N 15АП-1443/2012).
Таким образом, для проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента налогоплательщик может запросить в налоговом органе сведения о нарушении контрагентом обязанностей по уплате налога. Данный запрос является доказательством того, что налогоплательщик намеревался получить полную информацию о контрагенте, даже при отказе инспекции в ее предоставлении. В случае судебного разбирательства указанный факт может послужить подтверждением проявления должной осмотрительности.
В комментируемом Письме Минфин России также отметил, что Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждены общедоступные критерии для самостоятельной оценки налогоплательщиками налоговых рисков, а на сайте налогового ведомства размещены адреса массовой регистрации и наименования организаций, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.


содержание


Можно ли учесть расходы на выплату стипендий соискателям по ученическим договорам ?



Письмо Минфина России от 08.06.2012 N 03-03-06/1/297

Финансовое ведомство рассмотрело вопрос об учете стипендий по ученическому договору с лицом, ищущим работу. Минфин России отметил, что такие выплаты уменьшают базу по налогу на прибыль, только если после обучения соискатель принят в штат организации. В этом случае затраты учитываются в прочих расходах, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если же трудовой договор с учеником не заключен, оснований для признания соответствующих расходов нет. Аналогичное мнение финансовое ведомство высказывало и ранее (см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль).
Таким образом, Минфин России считает, что возможность включения рассматриваемых сумм в расходы зависит от факта дальнейшего трудоустройства ученика.
По данному вопросу возможна и другая точка зрения: суммы стипендий признаются в целях налогообложения независимо от того, устроился ученик на работу или нет. Аргументировать ее можно следующим образом.
В силу ст. 199 ТК РФ ученический договор предполагает, что после получения профессии (специальности) учащийся проработает по ней у работодателя определенный срок. Следовательно, заключая ученический договор, организация рассматривает соискателя как потенциального работника.
Выплата стипендии в период ученичества является обязанностью, а не правом работодателя (ст. 204 ТК РФ). То есть указанные затраты возникают у организации в связи с надлежащим выполнением требований закона.
При таких обстоятельствах следует признать, что расходы на выплату стипендий направлены на получение дохода, являются обоснованными и, следовательно, соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Очевидно, что характер этих затрат с фактом дальнейшего трудоустройства ученика никак не связан.
Таким образом, есть все основания для включения данных сумм в расходы по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. В обоснование этой позиции можно привести Письмо Минфина России от 08.06.2011 N 03-03-06/1-336, в котором финансовое ведомство отметило, что стипендии соискателям признаются в прочих расходах при условии соответствия положениям ст. 252 НК РФ. Каких-либо дополнительных требований, влияющих на возможность учета указанных выплат (в том числе требование обязательного дальнейшего трудоустройства ученика), финансовое ведомство не называет.
Организации, которая решит учитывать расходы на выплату стипендий соискателям, не устроившимся в дальнейшем на работу, нужно быть готовой к спорам с налоговой инспекцией. К сожалению, данный вопрос не был предметом рассмотрения федеральных арбитражных судов.


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта