Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 29.02.2012

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Как учитывать расходы на юридические и консультационные услуги, осуществленные при покупке здания, одну часть которого планируется использовать в производственных целях, а другую - продать ?
- Должен ли предприниматель, не имеющий наемных работников, представлять сведения об их среднесписочной численности ?


Как учитывать расходы на юридические и консультационные услуги, осуществленные при покупке здания, одну часть которого планируется использовать в производственных целях, а другую - продать ?



Письмо Минфина России от 06.02.2012 N 03-03-06/1/70

Минфин России разъяснил порядок учета расходов на покупку нежилого помещения, а также связанных с ней затрат на консультационные и юридические услуги, если одну часть здания налогоплательщик планирует использовать в производственных целях, а другую - перепродать.
По мнению финансового ведомства, та часть здания, которая приобретена в производственных целях, учитывается в составе основных средств. Ее первоначальная стоимость формируется в момент постановки на учет и списывается путем начисления амортизации (ст. ст. 257 - 259.3 НК РФ). Другая часть здания, приобретенная для перепродажи, для целей налогообложения признается товаром (п. 3 ст. 38 НК РФ). В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ доходы от реализации покупных товаров уменьшаются на стоимость их приобретения. Поэтому затраты на покупку второй части здания учитываются при продаже данного объекта.
В отношении расходов на консультационные и юридические услуги, связанные с приобретением здания, Минфин России дал следующие разъяснения. В соответствии с подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ указанные затраты относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако, как пояснило финансовое ведомство, расходы, непосредственно связанные с приобретением основного средства, включаются в первоначальную стоимость такого объекта. Поэтому затраты на консультационные и юридические услуги следует распределить пропорционально частям здания, предназначенным для производства и перепродажи. Соответственно, расходы, относящиеся к той части здания, которая будет использоваться в производственных целях, нужно включать в первоначальную стоимость основного средства, а остальные - учитывать в порядке, установленном в гл. 25 НК РФ.
Вместе с тем к вопросу включения в первоначальную стоимость приобретаемого основного средства расходов на консультационные и юридические услуги возможен иной подход.
Как указывалось ранее, названные услуги учитываются в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Как указал Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 30.06.2010 N А56-48387/2009 (оставлено без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2010 N А56-48387/2009), в силу принципа определенности налогового законодательства (п. 6 ст. 3 НК РФ) необходимо руководствоваться буквальным значением нормы абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ, а именно - принципом возможности создания основного средства, его приобретения, доведения до состояния, пригодного к эксплуатации, без соответствующих расходов. Определение первоначальной стоимости основного средства как суммы затрат, связанных с его приобретением, являющихся необходимыми для самого налогоплательщика, в отличие от необходимых для использования и функционирования этого объекта, будет противоречить принципу равенства налогообложения.
ФАС Московского округа признал, что затраты по оплате юридических и консультационных услуг правомерно не отнесены налогоплательщиком на первоначальную стоимость основного средства, а учтены в составе расходов текущего периода (Постановление от 25.11.2009 N КА-А40/12070-09). Суд отметил, что затраты на такие услуги не указаны в абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ в качестве расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства.
В гл. 25 НК РФ установлен особый порядок учета в целях исчисления налога на прибыль затрат на юридические услуги в составе прочих расходов. Это не допускает возможности их включения в первоначальную стоимость объекта основных средств. К такому выводу пришел ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17.01.2011 N А55-38851/2009.
Таким образом, налогоплательщик вправе не распределять затраты на консультационные и юридические услуги, осуществленные при приобретении здания, части которого планируется использовать в производственных целях и для перепродажи. Затраты на указанные услуги можно полностью отнести к прочим расходам, руководствуясь специальными нормами налогового законодательства (подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако, учитывая позицию финансового ведомства, вероятны споры с налоговыми органами.
Следует отметить, что порядок формирования стоимости приобретения товаров, предназначенных для реализации, определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения (ст. 320 НК РФ).


содержание


Должен ли предприниматель, не имеющий наемных работников, представлять сведения об их среднесписочной численности ?



Письмо Минфина России от 03.02.2012 N 03-02-08/9

Не позднее 20 января текущего года налогоплательщики представляют в инспекцию сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ). Соответствующая форма утверждена Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@. Должны ли подавать такие сведения предприниматели, у которых наемных работников нет?
В комментируемом Письме Минфин России разъясняет, что в этом случае предприниматели от указанной обязанности не освобождаются. Аналогичную точку зрения содержат также Письма Минфина России от 20.11.2008 N 03-02-08/24, от 21.07.2008 N 03-02-08-13, от 15.07.2008 N 03-02-07/1-285. Ее правомерность подтверждается некоторыми судами (см. Постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 N А12-10269/2011, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2008 N А66-2140/2008).
Однако есть и альтернативный подход к ответу на данный вопрос. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.01.2012 N А09-6084/2011 пришел к выводу, что предприниматель, у которого нет наемных работников, не должен представлять сведения об их среднесписочной численности. Прямого указания на эту обязанность п. 3 ст. 80 НК РФ не содержит.
Необходимо отметить, что во избежание споров с контролирующими органами предпринимателям целесообразнее представить данные сведения. При этом в инспекции нужно уточнить, какое значение среднесписочной численности работников указывать в форме - 1 или 0, поскольку этот вопрос законодательно не урегулирован.
Напомним, что за непредставление сведений или за нарушение установленного срока подачи предпринимателю грозит штраф - 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Также он может быть привлечен к административной ответственности по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (штраф в размере от 300 до 500 руб.).


содержание


(Любой упомянутый в обзоре документ можно быстро и легко найти в системах "Консультант Плюс")

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта