Звоните круглосуточно

Новые документы

Обзор от 29.10.2009

(Все обзоры)

Обзор подготовлен с помощью систем "Консультант Плюс".
Любой из упомянутых документов Вы можете бесплатно заказать, воспользовавшись формой заказа.

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

- Можно ли учесть расходы на охрану, если у охранного предприятия нет лицензии ?
- Включается ли в расходы НДС, уплаченный в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством иностранного государства ?
- Переводится ли на ЕНВД комиссионная торговля ?


Можно ли учесть расходы на охрану, если у охранного предприятия нет лицензии ?



Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/2/188

Для обеспечения безопасности организации заключают договоры на оказание охранных услуг с различными частными предприятиями. Так как согласно пп. 79 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию, налогоплательщикам приходится задуматься над следующим вопросом: можно ли затраты на данные услуги включить в расходы по налогу на прибыль, если у охранного предприятия нет соответствующей лицензии?
В комментируемом Письме финансовое ведомство разъяснило, что затраты на охранные услуги, оказанные не имеющей лицензии организацией, в расходах по налогу на прибыль не учитываются. Объясняется это тем, что в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" оказывать такие услуги могут только предприятия, у которых есть лицензия. Следовательно, при ее отсутствии организация не вправе вести охранную деятельность. Поэтому расходы по оплате данных услуг необоснованны, а значит, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль.
Однако точка зрения финансового ведомства является спорной.
Налогоплательщик может учесть в расходах затраты на охранные услуги, оказанные даже организацией без лицензии. Обосновать это можно так. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ в расходах учитываются затраты на услуги по охране имущества. При этом данный пункт не содержит такого обязательного условия, как наличие у контрагента лицензии. Нет подобного требования и в ст. 252 НК РФ, которая определяет общие критерии признания расходов, что подтверждается также Постановлением ФАС Центрального округа от 24.03.2008 N А54-1785/2007. Поэтому расходы на охранные услуги, оказанные при отсутствии лицензии, могут быть учтены, так как они обоснованны, направлены на получение дохода и документально подтверждены. Данная позиция представлена и в судебных решениях (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2007 N А42-3793/2006 (Определением ВАС РФ от 07.12.2007 N 16076/07 отказано в передаче данного дела в Президиум) и от 01.12.2006 N А52-1227/2006/2).
Таким образом, налогоплательщик может учесть расходы на охранные услуги независимо от наличия лицензии у контрагента. В этом случае спора с налоговыми органами не избежать, но суд, скорее всего, будет на стороне налогоплательщика.


содержание


Включается ли в расходы НДС, уплаченный в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством иностранного государства?



Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/1/644

Нередко российские организации ведут предпринимательскую деятельность также и за рубежом. Для этого некоторые из них создают представительства в иностранных государствах. В процессе хозяйственной деятельности приобретаются различные товары (работы, услуги), при этом в их стоимость включен косвенный налог, установленный в иностранном государстве (например, НДС). В таком случае для налогоплательщика становится актуален следующий вопрос: можно ли сумму указанного налога включить в расходы по налогу на прибыль?
По мнению финансового ведомства, косвенный налог, уплаченный представительством российской организации в иностранном государстве в составе стоимости приобретенных услуг (аренда, связь, коммунальные платежи), в расходах не учитывается. Объясняется это следующим: в соответствии со ст. 311 НК РФ затраты организации, связанные с деятельностью за рубежом, учитываются при налогообложении прибыли согласно гл. 25 НК РФ. А по пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в расходы включаются только суммы налогов, начисленные в соответствии с российским законодательством. При этом данный подпункт является специальной нормой, которая применяется при включении начисленных налогов в расходы. Следовательно, суммы налогов учитываются только по указанному подпункту ст. 264 НК РФ и только в предусмотренных данным положением случаях. А значит, иностранный налог учесть в расходах нельзя.
Но к решению данного вопроса возможен и иной подход: налог, уплаченный в стоимости приобретенных за рубежом услуг, можно учесть в расходах по налогу на прибыль.
Действительно, пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ допускает списание в расходы лишь тех сумм налогов, которые начислены в соответствии с российским законодательством. А п. 19 ст. 270 НК РФ запрещает включать в расходы только налог, предъявленный налогоплательщиком покупателю в соответствии с НК РФ. Получается, что Кодекс разрешает учитывать в расходах налоги, уплаченные в составе стоимости товаров (работ, услуг) согласно законодательству иностранных государств. Таким образом, пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает специальные правила в отношении российских налогов. Суммы же иностранных налогов могут быть учтены по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при соблюдении требований ст. 252 Кодекса (расходы обоснованны, направлены на получение доходов и документально подтверждены). Следует отметить, что Минфин России ранее также разрешал учитывать данные суммы налогов в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (см. Письмо от 04.04.2005 N 03-03-01-04/1/148).
Кроме того, сумму предъявленного за рубежом налога можно учесть в расходах в составе затрат на приобретение товаров (работ, услуг) согласно соответствующим положениям гл. 25 НК РФ. А именно: при оплате услуг аренды - по пп. 10 п. 1 ст. 264, услуг связи - по пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ и т.д. Отметим, что ранее финансовое ведомство высказывало и такую точку зрения (Письма от 14.02.2008 N 03-03-06/4/8, от 09.02.2007 N 03-03-06/1/74). Подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Таким образом, налогоплательщик может включить в расходы суммы иностранного косвенного налога, уплаченные в стоимости приобретенных за рубежом товаров (работ, услуг). Однако при этом возможны споры с налоговыми органами.


содержание


Переводится ли на ЕНВД комиссионная торговля ?



Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-11-09/336

Налоговым законодательством не урегулирован вопрос применения ЕНВД при розничной торговле через посредника. Поэтому на практике как у комитентов, так и у комиссионеров возникает следующий вопрос: под какую систему налогообложения подпадает их деятельность?
В рассматриваемом Письме Минфин говорит о том, что комиссионная торговля переводится на уплату ЕНВД. Объясняется это тем, что в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ единый налог уплачивается при розничной реализации товаров в торговых залах площадью не более 150 кв. м. А согласно Государственному стандарту РФ "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 N 242-ст) комиссионная торговля - это розничная торговля комиссионера товарами комитента. В данном Письме, к сожалению, финансовое ведомство не уточняет, кто именно обязан уплачивать ЕНВД: комитент или комиссионер. Следует отметить, что ранее Минфин уже неоднократно обращался к данному вопросу и пришел к следующему выводу.
Финансовое ведомство указывало, что деятельность комитента на ЕНВД не переводится. Объясняется это следующим. В соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ комиссионер приобретает права и обязанности по сделкам, заключенным с покупателями. Следовательно, фактически розничной торговлей занимается посредник, а не комитент. А согласно п. 1 ст. 346.28 НК РФ плательщиками единого налога являются как раз организации и предприниматели, которые ведут облагаемую данным налогом деятельность. Значит, комитент не признается плательщиком ЕНВД (см. Письмо Минфина России от 26.05.2009 N 03-11-06/3/145).
В отношении комиссионера все гораздо запутаннее. Финансовое ведомство отмечает, что единый налог уплачивает посредник. Обоснована данная позиция тем, что комиссионер, действуя на основании договора комиссии, реализует товары покупателям в розницу (см. Письмо Минфина России от 07.11.2007 N 03-11-05/263). При этом указано, что деятельность посредника переводится на ЕНВД, если торговые залы принадлежат ему на праве собственности, аренды или ином другом законном основании (см. Письмо Минфина России от 22.01.2009 N 03-11-06/3/06). Хотя ранее финансовое ведомство запрещало уплачивать единый налог комиссионеру, если тот арендовал магазин у комитента (см. Письмо Минфина России от 25.04.2007 N 03-11-04/3/130). Таким образом, Минфин допускает уплату ЕНВД комиссионером при реализации товаров комитента, если торговые площади находятся у него на законных основаниях.
Однако с данным утверждением финансового ведомства можно не согласиться. Комиссионер вообще не должен уплачивать ЕНВД. Объясняется это тем, что в соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ комиссионер обязуется за вознаграждение по поручению комитента совершать сделки от своего имени, но за его счет. А согласно п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, переданные посреднику на реализацию, являются собственностью комитента. Также по ст. 999 ГК РФ комиссионер обязан передать ему все полученное по договору. Таким образом, суммы, полученные посредником за реализованные товары, признаются доходом комитента, с которого он обязан уплатить налоги в соответствии с общим режимом налогообложения или УСН. Значит, деятельность комиссионера является посреднической. А такая деятельность не упоминается в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, следовательно, на ЕНВД она не переводится. Таким образом, комиссионер уплачивает со своего вознаграждения налоги в соответствии с общей системой налогообложения или УСН. Налоговые органы Московской области и некоторые суды подтверждают данную точку зрения (см. Письмо УФНС России по Московской области от 12.04.2006 N 22-19-И/0141, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.08.2006 N А79-282/2006, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.11.2006 N Ф04-7782/2006(28626-А46-32)).
Таким образом, комиссионная торговля не переводится на уплату ЕНВД. Розничная продажа товаров комитентом через посредника, как и услуги комиссионера, облагается в соответствии с общей системой налогообложения или УСН. Однако вероятность спора с налоговыми органами по данному вопросу очень велика.


содержание

По "горячей линии" Вы можете заказать любой нормативный документ из любого информационного банка Консультант Плюс. Воспользуйтесь также возможностью бесплатной демонстрации правовой системы на Вашем рабочем месте в любое удобное для Вас время.
Главная | Документы для бухгалтера | Налоговый календарь бухгалтера | Карта сайта